Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

Для вас в нашей компании курсы флористики Новосибирск для всех желающих.

О движении Луны и Солнца, о календаре и о затмениях

В книгах Иоанна Экзарха космогоническим и космологическим вопросам отведено много места, поскольку они связаны, образно говоря, с религиозной «доктриной». Но в этих же книгах немало внимания уделено чисто астрономическим явлениям. Как уже отмечалось выше, в качестве аргумента в пользу шаровидной формы небесных тел привлекается смена фаз Луны. При этом проявляется достаточное знание характера движения нашего спутника. В «Богословии» отмечено: «Луна... каждый месяц проходит через 12 знаков зодиака, они расположены низко, и она перемещается быстро». Также и в «Шестодневе» находим: «За 27 целых дней и одну треть дня, т. е. восемь часов... каждый месяц Луна проходит через весь зодиакальный круг, причем в направлении знаков зодиака, идущих назад, а не тех, что идут вперед».

Здесь говорится о движении Луны, наблюдаемом по отношению к неподвижным звездам, т. е. о звездном (сидерическом) месяце. Его точная продолжительность составляет 27,3216 сут, или 27 сут 7 ч 43 мин 11 с, и значение, приведенное в книге Экзарха, отличается от точной величины не очень сильно. Что касается направления перемещения, то здесь подразумевается движение, обратное суточному вращению небесной сферы с востока на запад.

Подробно описывается также видимое движение Солнца по небесной сфере в течение года. В частности, о перемещении точки восхода Солнца в зависимости от сезона в «Шестодневе» пишется следующим образом: «Когда Солнце проходит через созвездие Овна, наступает равноденствие и приходит весна... Когда проходит через звезды Тельца и Близнецов, весна заканчивается. Когда достигает созвездия Рака... приходит лето... Когда проходит через два созвездия, называемые Лев и Дева... завершается период лета и все идет к осени... Весы, Скорпион и Стрелец соответствуют осени... После Солнце попадает в созвездие Козерога, что говорит о приближении зимы... продолжает свой путь по созвездиям Водолея и Рыб... пока в своем движении не достигнет снова весеннего пути». В «Богословии» (напомним: это перевод труда Иоанна Дамаскина) указаны и соответствующие всем зодиакальным созвездиям даты.

Овен встречает Солнце 21 марта
Телец 23 апреля
Близнецы 23 мая
Рак 24 июня
Лев 25 июля
Дева 25 августа
Весы 25 сентября
Скорпион 25 октября
Стрелец 25 ноября
Козерог 25 декабря
Водолей 20 января
Рыбы 25 февраля

В связи с видимым движением Солнца и Луны в трудах Иоанна Экзарха есть рассуждения и о календаре. В «Шестодневе» пишется: «Когда Луна сделает двенадцать кругов, то... пройдет один год. Но часто приходится вставлять дополнительный месяц, чтобы было точное совпадение времени». И поясняется, что «... солнечный год есть оборот Солнца от одного знака зодиака до возвращения к этому же знаку и этот оборот примерно на 11 сут больше 12 лунных месяцев». Здесь упоминается лунный синодический месяц (29,5 сут), т. е. интервал полной смены фаз. Далее отмечается: «...12 месяцев составляют 354 дня, поэтому Луна имеет на одиннадцать дней меньше, чем Солнце».

Знание характера движения Солнца и Луны позволяет «...затмения больших светил заранее предсказать и объяснить» («Шестоднев»). А в «Богословии» указывается: «Причиной затмения Луны является земная тень, отбрасываемая в момент, когда Луна достигнет 15-го дня и будет на противоположной стороне... когда Солнце над Землей, Луна расположена под Землей. Солнечные лучи не могут достигнуть Луны и осветить ее, поэтому она и темная».

Интересная особенность во взглядах болгарского просветителя Иоанна Экзарха — скептическое отношение к астрологии и ее предсказаниям. В предыдущих главах мы не раз рассказывали о том, что одним из мотивов, заставлявших в древности наблюдать небо, была вера в небесные предзнаменования. Среди звездочетов древности только астрономы Китая и мыслители Древней Греции не были жрецами. Иоанн Экзарх страстно выступал против астрологии и подчеркивал ее бессмысленность. Вот, к примеру, что говорится в оригинальном сочинении Иоанна Дамаскина, переведенном Экзархом: «Мы считаем, что не звезды причина всего происходящего, т. е. рождения того, что родилось, и гибели того, что погибло... Но кто может утверждать, что звезды не есть причина войн... Часто появляются такие звезды, которые предрекают смерть царей, но они не относятся к звездам, созданным от начала». Как видно по высказываниям Дамаскина, он не отрицал астрологию.

А вот что добавляет Иоанн Экзарх уже от себя в «Шестодневе»: «Те, кто считает, что светила есть причина происходящего в земной жизни человека, даже не представляют, насколько ошибаются... Ни по каким причинам они не могут влиять на появление в одном случае благоразумных, богатых, усердных и могучих царей и князей, в другом — плохих, бедных и убогих, т. е. ничего того, о чем нам говорят помутненный разум и глупые желания астрологов, не происходит». Далее он так характеризует астрологию и ее служителей: «Воистину смешны всякие мнения и рассуждения астрологов, что следуют из их исключительного безумства. Они не знают, что такое истина, а своими глупыми речами просто несут бред». Вряд ли эту характеристику можно сделать более выразительной и в наше время. Но тут следует сразу оговориться, что не надо оценивать высказывания Иоанна Экзарха с современных позиций. Дело в том, что он, как высшее духовное лицо, боролся в то время в первую очередь с язычниками и с зарождающейся новой ветвью христианства — богомильством.

Более того, и сам Иоанн Экзарх, по-видимому, не был свободен полностью от веры в некое влияние небесных тел, и в частности Луны, на земные дела. Так, приближение влажного фронта в высоких слоях атмосферы проявляется в возникновении вокруг Луны «гало», или, по выражению самого Экзарха, наблюдается «...Луна, окруженная подобием венца». Источником таких примет служил, конечно, многовековой народный опыт.

Этот беглый обзор взглядов одного из первых болгарских просветителей показывает, что на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий Болгария стала воспринимать знания, основанные на достижениях античной культуры. Создание новой славянской письменности способствовало их «географическому» распространению, т. е. освоению и другими близкими народами. И в этом состоит неоценимая заслуга болгарского государства.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку