Материалы по истории астрономии

Во владениях Гаруна аль-Рашида

 

О, долго в мире нас не будет, — а мир пребудет.
Умрем — века наш след остудят, а мир пребудет.
В небытие, как до рожденья, в уничтоженье
Уйдем, и всяк про нас забудет... А мир пребудет.

Омар Хайям, Рубай1

Наверное, не найдется такого человека, который бы с детства не был знаком с прекрасными арабскими сказками «Тысяча и одна ночь». Помните жестокого халифа Шахрияра и красавицу Шехерезаду? Большая часть цикла взята из более раннего персидского сборника «Тысяча сказок», другая имеет чисто арабское происхождение, датируемое временем халифа Гаруна аль-Рашида. Возможно, как считают некоторые историки, он представлен под именем Шахрияра. Ответа на этот вопрос пока нет, но сами сказки отражают огромную и причудливую фантазию народов Востока и свидетельствуют о высоком культурном уровне их создателей. Эта культура прославилась не только выдающимися литературными памятниками, но и большими достижениями в медицине, математике, астрономии.

Культурное развитие народов Средней Азии началось задолго до появления «Тысяча и одной ночи». В частности, самобытные племена Арабского п-ва оказались под влиянием цивилизаций Египта и Вавилона в период существования обширного персидского государства, объединенного под властью царя Дария. Позднее, после походов Александра Великого, в Восточном Средиземноморье возникли многочисленные греческие колонии и преобладающим стало влияние эллинской культуры. Вначале арабские племена противились подобному «давлению», но со временем в результате естественного исторического процесса стали, наоборот, сами способствовать распространению новой культуры.

Существовал, однако, и мощный сдерживающий фактор. В начале VII в. появилась мусульманская религия (начальной датой летосчисления в этой религии считается 622 г.), которая ставила своей целью объединение всех арабских и родственных им азиатских и африканских племен. Всего лишь за одно столетие — с начала VII в. до начала VIII в. — арабское господство распространилось от Пиренейского п-ва на западе до Персидского залива на востоке и от Северной Африки на юге до Кавказа на севере. Над всей державой развевалось одно мусульманское знамя с полумесяцем, но она объединяла народы с разной культурой. Некоторые из них по уровню развития были выше завоевателей. Поначалу арабы относились к науке даже более отрицательно, чем фанатики-христиане в Западной Европе. Они ничего не признавали, кроме Корана, и немало памятников египетской и греческой культуры погибло от мусульманского фанатизма. Тем не менее постепенное развитие торговли (а следовательно, и мореплавания, так как государство было огромным по размерам) и ремесел поставило задачу развития различных наук. Вначале математика и астрономия (чуть позднее — медицина и география) с трудом «вставали на ноги», но уже в VIII в. арабские науки по уровню развития были не только сравнимы с древнегреческими, но и ушли вперед по ряду направлений.

Во второй половине VIII в. столицей арабского халифата стал Багдад, превратившийся не только в торговый, но и в научный центр Востока. Большим покровителем наук и искусства был один из первых правителей халиф аль-Мансур (707—775 гг.), при дворе которого бывали ученые даже из Западной Европы.

Одна из больших заслуг халифа состояла в том, что он собрал у себя многих переводчиков (в основном сирийских) и поручил им все уцелевшие произведения древнегреческой и эллинской литературы перевести на арабский язык (именно благодаря этому мы смогли ознакомиться со многими ценностями древнего мира). Вначале на арабском языке появились медицинские сочинения Гиппократа и Галена, затем философские труды Аристотеля. Далее наступил черед астрономии и математики, при этом в жизнь арабов проникла и астрология, оказавшаяся в большом почете у мусульман в силу их религиозного фанатизма.

После аль-Мансура правил Гарун аль-Рашид (763—809 гг.) Как уже отмечалось выше, именно при нем был начат перевод «Альмагеста», который впоследствии продолжили Хонейн бен Исаак (?—874 г.) и его сын Исаак бен Хонейн (?—910 или 911 г.). Любопытно отметить, что переводческая деятельность сына была столь обширна и плодотворна, что в его время практически не осталось непереведенных рукописей древности.

Следующему багдадскому халифу аль-Мамуну наука обязана созданием обсерваторий в Дамаске и Багдаде и новым измерением длины меридиана. Обсерватории были великолепны, а инструменты, сделанные главным образом по греческому образцу, отличались большими размерами и достаточным техническим совершенством. Арабские астрономы приступили к наблюдениям небесных тел с тщательным ведением научных дневников. В частности, во время лунных затмений обязательно регистрировалось расположение звезд в ближайших окрестностях ночного светила.

В 824 г. по повелению халифа в низине между реками Тигр и Евфрат, там, где за много веков до этого возвышались вавилонские зиккураты, было проведено определение длины меридиана. После многочисленных измерений астрономы (точнее, геодезисты) установили, что окружность Земли по меридиану составляет 20400 арабских миль, или около 44000 км. Однако по сравнению с истинной величиной их результат оказался хуже, чем задолго до них у Эратосфена из Александрии.

Арабы дали миру многих известных астрономов, но особо выдающимися были аль-Баттани и Абу л-Вафа из Багдада, Ибн Юнус из Каира и Ибн аз-Заркали из Толедо.

Аль-Баттани (858—929 гг.) происходил из аристократического рода и в истории науки более известен под латинизированным именем Альбатетниус. Наиболее плодотворный период его работы приходится на 878—918 гг., когда он, исходя из собственных наблюдений, проверил птолемеевы таблицы и уточнил наклон эклиптики к экватору, а также величину прецессии. Помимо этого он получил более точное, чем у Птолемея, значение эксцентричности положения Земли для объяснения видимого движения Солнца и составил новые подробные таблицы для расчетов движения как Солнца, так и Луны. Однако в своем мировоззрении он остался сторонником геоцентрической концепции.

Абу л-Вафа (940—998 гг.) открыл один из видов либраций (неправильностей) в движении Луны, а также известен обширным трактатом по астрономии, который в средние века пользовался не меньшим успехом, чем «Альмагест».

Научная деятельность Ибн Юнуса (?—1008 г.), современника Абу л-Вафы, проходила главным образом в Каире, где он занимался наблюдениями Луны, Солнца и планет. Известен опубликованием своих так называемых «Хакимитских таблиц», которые потом в течение двух столетий использовались арабскими астрономами.

Известный мавританский астроном Ибн аз-Заркали (1029—1087 гг.) работал в Кордове (Испания), где еще в 970 г. была основана академия с большой библиотекой и обсерваторией (позднее обсерватории были построены также в Толедо, Севилье и в Марокко). Ибн аз-Заркали (в Европе известный как Арзахель) прославился своими «Толедскими таблицами» движения Луны, Солнца и планет, опубликованными в 1080 г.

Арабские астрономы все без исключения стояли на геоцентрических позициях, но их упорный труд в конечном счете способствовал зарождению гелиоцентрического учения Коперника. Постепенно накапливающиеся несоответствия между наблюдениями и математическими вычислениями по теории Птолемея заставляли усомниться в правильности геоцентрической концепции. В этом направлении арабские астрономы сделали первый шаг, а их коллеги из Средней Азии — второй.

Примечания

1. Перевод В. Державина. — Ирфон, Душанбе, 1976.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку