Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

формы для маффинов от компании Формация.

Среди ацтекских философов

Почти в то же время, когда в огне костра сгорало наследие майя, погибала и культура другого индейского народа — ацтеков. Молодой авантюрист Фернандо Кортес в сопровождении 400 испанцев и нескольких тысяч воинов мексиканского племени тлашкаланы в ноябре 1519 г. вторгся в державу ацтеков. Испанцы были поражены величественными зданиями столицы, расположенной на десятках островов. Это была настоящая Венеция Нового Света. Они дивились огромным пирамидальным храмам, с алчностью вглядывались в одежды людей, усыпанные золотыми и серебряными украшениями.

А через год блестящая столица ацтеков уже лежала в руинах. Царь ацтеков Монтесума II был мертв, и пришел конец еще одной цивилизации. Немецкий философ Шпенглер написал по этому поводу: «История дала нам единственный пример насильственной смерти целой цивилизации. Никто не тормозил ее развитие, и она не угасала сама по себе — по ней нанесли смертельный удар во время расцвета и грубо уничтожили, она пропала как подсолнух, которому случайный прохожий срубил голову». В Мексику вторгся не только конкистадор Кортес (вторгся, по выражению его современника епископа Лас-Касаса, с крестом в руках и с ненасытной жаждой золота в сердце). Вслед за ним хлынула лавина католических священников, которые, подобно своему собрату на Юкатане, начали планомерно уничтожать многовековую культуру покоренного народа.

Археологи до сих пор не разобрались в истории этой культуры. В начале новой эры центральные части Мексики населяла большая группа племен, называемых тольтеками. Они умели строить города, и столицей их территории был Теотпуакан. Первые пирамиды начали сооружаться в IV в. Тольтеки объединили почти все племена Центральной Америки в одно государство, которое достигло своего расцвета в VI—VII вв. Спустя четыре столетия со стороны Северной Америки пришла большая группа народов нахуа. В нее входили ацтеки, тецкоканди, чолултеки и др. Общались они на языке нахуатль и обладали своеобразной культурой и обычаями. Часть тольтеков была оттеснена на восток и юг, где присоединилась позднее к майя, придав новый оттенок их культуре. Оставшиеся тольтеки были ассимилированы пришельцами, усвоили их язык, но одновременно обогатили их своими многовековыми знаниями и навыками. Через некоторое время наиболее многочисленное племя ацтеков взяло верх над остальными в группе нахуа и основало сильное государство. Поэтому общеупотребительным стало понятие культуры ацтеков, хотя, строго говоря, под этим надо понимать тольтеко-нахуанскую культуру.

Каким мировоззрением и какими познаниями по астрономии обладала эта культура? Согласно тольтекским и ацтекским философам, которых называли тламатинами, Земля находится в центре Вселенной и имеет форму огромного диска. Диск окружен со всех сторон водой, которая на горизонте сливается с небом и его водами. Вселенная разделена на четыре части, начинающиеся в центре Земли. Запад, где заходит Солнце, считался его домом и изображался красным цветом. Юг, где проходит ежедневный путь Солнце, ассоциировался с ярко-синим цветом. Восток, откуда восходит наше светило, считался символом плодородия, и для этой стороны света тламатины предпочли белый цвет. Наконец, на севере находилась страна мертвых, имеющая черный цвет.

Вертикальная структура мира включала 13-слойные небеса и 9-слойный ад (рис. 49). Небесные слои представлялись в виде дорог, по которым движутся космические тела. Тламатины имели специальное задание «следить за изменениями на небе и движением светлых точек по небесным путям». Считалось, что самый нижний слой неба, который доступен взору каждого, опирается на облака и здесь движется Луна. В книге «Общая история Новой Испании», написанной во второй половине XVI в., ее автор Фра Бернардино де Саагун передает свой разговор с одним из тламатинов относительно фаз Луны:

1. Когда рождается новая луна, она выглядит как тонкая дуга, которая почти не светит, но постепенно она растет.

2. Через 15 дней Луна становится полной и восходит на востоке.

3. После захода Солнца она похожа на большой мельничный круг красноватого цвета.

4. Когда этот круг поднимается, он становится белым и ярким, так что можно разглядеть даже зайца, а если нет облаков, то Луна светит почти как Солнце.

5. После полной луны начинается ее уменьшение до тех пор, пока она не станет такой, как в начале.

6. Тогда говорят, что Луна умирает или глубоко засыпает.

7. Это говорят, когда Луна еще появляется на рассвете, а в момент соединения заключают: «Луна уже умерла».

Ясно, что ацтеки следили за Луной и знали последовательность смены ее фаз.

На втором небе, по мнению ацтекских философов, располагались звезды — 400 в северной части и 400 в южной половине, причем они разделены, как и у всех древних народов, на созвездия. Например, Большая Медведица называлась Тецкатлипок (тигр), Малая Медведица — Ситлалхонекуили (от слова «хонекуили», означающего разновидность хлеба ацтеков, по форме напоминающего конфигурацию звезд созвездия). И лишь по чистой случайности современное созвездие Скорпион называлось у ацтеков так же — Колотл (скорпион). Звездное скопление Плеяды привлекали особое внимание ацтеков, поскольку считалось, что это созвездие (Тианкицтли) охраняет все живое в мире.

Третье небо отводилось Солнцу, которое изображалось «орлом с огненными крыльями».

Четвертое небо занимала «большая звезда» — планета Венера, на языке нахуатль называемая Ситлалполь или Геуйситлалин. Культ ее сохранился еще со времен тольтеков, которые связывали Венеру с могущественными богами, создавшими небеса и воду, Солнце и людей, календарь и кукурузу (основной продукт питания народа) и все остальное.

Впечатление от захода Венеры в волны Тихого океана привело индейцев к созданию ее образа в виде пернатого змея, окруженного морскими улитками. Подобные идолы стояли во многих древних храмах.

Причина популярности Венеры среди других планет была связана, по-видимому, не только с ее блеском. Индейские астрономы установили следующее соотношение — 65 синодических периодов обращения Венеры (напомним, 584 дня) равны 104 солнечным годам (365 дней). Такой интервал продолжительностью 37 960 сут назывался гуегуелитцли (одна старость), и это соотношение употреблялось в ацтекском календаре для гаданий.

Пятое небо было предназначено для комет, шестое и седьмое — для дня и ночи, сменяющих друг друга, восьмое — для бурь, остальные, скорее всего, предназначались для каких-то богов.

Что касается календаря ацтеков, то он очень напоминает календарь майя. В особенном почете был ряд чисел 4, 13, 18, 20, 52. Год состоял из 18 мес по 20 дней (вейтенас) и пяти дополнительных, считающихся священными, дней (немонтемы). Неделя состояла из 13 дней, был известен и цикл в 52 года. Начало его связывали с положением Плеяд на небе и считали каждый такой цикл возобновлением жизни. В силу этого толь ко в начале цикла предпринималось новое строительство, в частности появлялись новые этажи храмов-пирамид.

Любопытна картина возникновения мира в мифах индейцев. Творцом, конечно же, был бог, но вот создавался мир несколько раз.

Верховный бог Ометеотль имел четырех сыновей: белого, красного, синего и черного. Эти цвета связывали также с цветами четырех секторов света, и они же символизировали четыре элемента природы (огонь, вода, земля и воздух, как и в философии Эмпедокла в древней Греции). Но основное, с чем были связаны цвета, — четыре эпохи времени, через которые прошел существующий мир.

Свою многообразную программу деятельности Ометеотль передал сыновьям, которые дружной работой основали самый старый мир. Однако один из братьев возжелал возвыситься над остальными и превратился в Солнце, заселив при этом Землю сотворенными из пепла человеческими существами. Остальные братья рассердились и уничтожили созданный им свет, призвав на помощь дарителя мудрости Кетцалькоатля. Мир был уничтожен водой — «все исчезло, все унесено водами». Так завершилась первая эпоха или, как говорили сами древние индейцы, первое «солнце».

Вскоре второй брат, решив подняться над остальными, создал свой мир и заселил его гигантами. Этот мир был уничтожен земными и небесными чудовищами. Третий мир погиб от огненного дождя, а четвертый, в котором жили обезьяноподобные, смел ветер. После всего этого братья поняли, что надо действовать дружно. Они помирились и создали новое «солнце» с современными людьми.

Вначале была создана богиня Земли. Затем два брата превратились в змей, обвили богиню и сильно стиснув, раскололи ее на две части. Из одной половины получилась поверхность Земли, из другой — небесный свод. После этого из различных «деталей» богини было создано все живое и все земные образования. Затем были сотворены Солнце, Луна и люди, а также все необходимое для их жизни (вспомним, что до этого была холодная и мрачная ночь). Однако, чтобы привести в движение небесные тела, потребовалось принести жертву, и только тогда наступила «эпоха движения».

Когда же был создан мир? Ответ на этот вопрос дают древние тольтекские и ацтекские памятники, в частности Камень Солнца, хранящийся в музее г. Мехико. Произошло это, если соотносить с нашим современным летосчислением, за 955 лет до новой эры, или за 2513 лет до даты 22 мая 1558 г., когда католические священники переписали на испанский язык так называемую «Легенду о Солнце». Столь длительный интервал времени делится на пять эпох: эпоха тигра или первого бога, длившаяся 676 лет (13×52); эпоха ветра — 364 года (7×52); эпоха дождя — 312 лет (6×52), отделенная от предыдущей одним циклом в 52 года; эпоха воды — 676 лет (13×52) и, наконец, эпоха движения, в которой мы живем.

Как уже было сказано выше, четыре главных бога ацтеков отождествлялись с четырьмя элементами природы — землей, водой, огнем и ветром. Когда господствовал тот или иной сын Ометеотля, олицетворяемое им Солнце имело «болезни», характерные для того или иного элемента. Но каждая эпоха была совершеннее предыдущей, и в последней была достигнута гармония соперничающих сил (напомним, что каждой из них отвечало и свое направление света). Однако и последняя эпоха не может быть вечной. Чтобы отсрочить неизбежное, — говорили ацтекские тламатины, — надо приносить жертвы Солнцу, причем той субстанцией, которая поддерживает жизнь людей, — кровью. Поэтому ацтеки, «народ Солнца», вели постоянные войны, а пленников приносили в жертву своему богу.

Завоевание Мексики испанцами положило конец варварским ритуалам, но в то же время привело к разрушению всей многовековой тольтеко-ацтекской культуры.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку