Материалы по истории астрономии

Сокровища джунглей Юкатана

 

Нет ничего столь удаленного от нас, чего мы не могли бы достигнуть, и нет ничего так сокрытого, чего мы не могли бы открыть.

Рене Декарт

Когда бородатые вавилонские жрецы-астрономы накопили уже значительный опыт в наблюдениях Луны и планет, в другой части земного шара такие наблюдения только начинались американскими индейцами. Однако и здесь со временем астрономические познания стали весьма точными и достаточно обширными.

Майя, тольтеки, ацтеки — индейские племена, оставившие после себя многочисленные колонны и пирамидальные ступенчатые храмы. Их удивительная культура, о которой свидетельствуют надписи и украшения на развалинах этих сооружений, до сих пор вызывает интерес и споры ученых.

В начале 1517 г. на берег полуострова Юкатан, расположенного в южной части современной Мексики, высадились испанцы. Эрнандес де Кордоба и сопровождающие его конкистадоры в изумлении остановились перед гигантскими строениями, разукрашенными странными орнаментами, включающими гротескные изображения змей, ягуаров и других животных, а также человеческих лиц. Такое они увидели в Новом Свете впервые. Впрочем, конкистадоров Кордобы мало интересовали эти каменные памятники неизвестной своеобразной культуры. Они отправились в экспедицию, возбужденные легендами о золотой стране Эльдорадо.

Но даже их храбрость, подогреваемая мыслями о золоте, не смогла сломить упорное сопротивление воинов майя. Отряд Эрнандеса де Кордобы был практически разгромлен и вернулся на Кубу — туда, откуда прибыл. Правда, на следующий год успех все же был достигнут, но не военным путем. На полуострове Юкатан с торговой миссией побывал Хуан де Грихалва, племянник испанского генерал-губернатора Кубы, и благополучно вернулся обратно. Спустя десять лет к полуострову отправился Франциско де Монтехо, один из воинов Грихалвы, однако эпидемия малярии остановила проникновение колонистов внутрь территории майя. Присоединения полуострова к Новой Испании опять не получилось, и понадобилось еще две экспедиции, пока в 1542 г. уже сын Монтехо (тоже Франциско) не покорил Юкатан. На руинах одного из индейских селений был основан город Мерида; начавшееся покорение майя завершилось только в 1697 г., когда под ударами испанцев пал последний их оплот в джунглях Гватемалы.

Мы сделали это небольшое историческое введение, поскольку сведения о «доиспанской» эпохе древней империи майя крайне скудны, а вовсе не потому, что народ майя не имел своей истории. Причина — в «миротворческих» действиях испанских католических священников, которые сопровождали завоевателей-конкистадоров. Они должны были превратить индейцев в покорных христиан и обучить их культуре европейцев. Но «перевоспитание» язычников шло с большим трудом. Столкнулись две культуры — каждая со своими многовековыми традициями. Вожди и жрецы майя примирились с политической властью испанцев, но не хотели уступать завоевателям то, во что веками верили их деды и прадеды. Сопротивление было скрытым, т.е. крещеные майя считались христианами, но тайно поклонялись своим старым богам. В уцелевших храмах в джунглях по ночам совершались ритуалы и жертвоприношения. Так длилось до середины XVI в., когда фанатизм одного из францисканских монахов превзошел жестокие деяния первого губернатора Юкатана Франциско де Монтехо.

На площади города Мани, столицы некогда могущественной династии майя Тутул Шиу, был зажжен огромный костер. В него монах Диего де Ланда публично бросил книги найденной в городе большой библиотеки, созданной жрецами майя еще до прихода испанцев. В последние годы своей жизни Ланда написал книгу, где объяснил столь варварский акт тем, что в библиотеке «не содержалось ничего, кроме суеверия и дьявольской лжи». Так в пламени костра, зажженного католиками, было уничтожено несметное богатство культурной жизни майя, оставшейся для остальных цивилизаций Нового Света на недосягаемой высоте.

Книги древних майя (их также называют кодексами) написаны на длинных лентах бумаги, приготовленной из какого-то вещества растительного происхождения. Письменность представляла собой иерографические знаки. Ленты, заполненные текстом (знаки рисовались краской), хранились свернутыми в деревянных или кожаных футлярах.

Но откуда все это известно, если, как мы только что сказали, книжное богатство майя сгорело в огне безрассудного фанатизма?

Счастливый случай чудом сохранил три кодекса древней цивилизации. Один из них, найденный в 1739 г., хранится в библиотеке г. Дрезден и известен как Дрезденский кодекс. Он содержит в основном астрономические сведения и является источником всего изложенного на следующих страницах этой книги. Второй свиток, называемый кодексом Тро-Кортезианус, был обнаружен в XIX в. и хранится сейчас в Музее истории и археологии в Мадриде (иногда его называют также Мадридским кодексом). Наконец, третий кодекс был найден в 1860 г. в одном из старых сундуков. Документ хранится в Национальной библиотеке в Париже и называется Парижским кодексом.

Даже это небольшое наследие свидетельствует об очень интересных достижениях цивилизации американских индейцев, обитавших в свое время на территориях современных Гватемалы, Мексики, Гондураса и части Сальвадора. Однако их духовные ценности не произвели никакого впечатления на алчных испанских завоевателей. Интерес к этой цивилизации стал проявляться значительно позднее, уже в XIX в. Разыскав в джунглях заброшенные архитектурные памятники, ученые увидели на них те же иероглифы, что и в письменных кодексах. Для расшифровки загадочных знаков привлекли книгу печально известного Диего де Ланда. Стремясь, по-видимому, «ввести в курс» своих последователей, он описал многое из жизни, обычаев, религии и даже истории народа майя. Сам того не подозревая, он стал первым исследователем древней культуры, несмотря на организованное им же чудовищное аутодафе. В его книге воспроизведены иероглифы, означающие дни, месяцы и годы, т.е. он первым соприкоснулся со сложной системой измерения времени, созданной на далеком от Европы континенте.

Долгое время целый ряд ученых вел осаду загадочной письменности майя. Последним, и наиболее удачливым, в этой цепочке оказался советский исследователь Юрий Кнорозов, и помогло ему то, что сложившаяся здесь ситуация напоминала случай с Розеттской надписью. Как мы помним, эта надпись была сделана как на греческом языке, так и с помощью древнеегипетских иероглифов, что помогло расшифровке египетской письменности. В данном же случае ситуация была следующей. Во-первых, в книге Диего де Ланда содержалась транскрипция иероглифов майя буквами испанского языка, правда довольно неточная. Во-вторых, старания миссионеров обучить местное население испанскому языку все-таки не пропали даром. После колонизации были написаны книги на разговорном языке майя, но латинскими буквами. Эти книги носят несколько забавное общее название «Чилам-Балам», и в них обучившиеся грамоте индейцы изложили свои мифы и религиозные верования. В частности, одна из книг племени киче из Гватемалы, называемая «Попол-Рух», содержит представления индейцев об устройстве мира. Но кроме легенд, сохранившихся в памяти индейцев, в этих книгах встречаются отрывки из старых кодексов майя. Конечно, эти отрывки были включены в книги тайно от завоевателей, и их основой послужили тщательно скрываемые оригиналы. Все эти обстоятельства в совокупности и помогли Кнорозову в разгадке древних иероглифов.

Книги, написанные индейцами после покорения их земель, служат теперь основным источником, позволяющим специалистам-историкам исследовать культуру и знания одной из выдающихся цивилизаций древности.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку