Материалы по истории астрономии

Не забудем про календарь

Вероятно, читатели уже удивлены, что, рассказывая об астрономии в Древнем Китае, мы еще ни разу не упомянули про календарь, хотя эта тема была центральной в предыдущих главах. Разумеется, нам неизбежно придется затронуть ее и здесь, а оставили мы ее под конец потому, что системе летоисчисления древних китайцев были свойственны некоторые особенности, которые встречаются в календаре древних болгар, а рассказ об астрономии праболгар мы будем вести в следующей главе.

Китайские астрономы внимательно следили как за ночным небом, так и, конечно, за Солнцем. По крайней мере гномон, который в Древней Греции начал применяться Анаксимандром, жившим в 615—545 гг. до н.э., в Китае был известен столетием раньше. С помощью гномона было установлено, что длина тени в полдень зимнего солнцестояния не равна длине тени, измеренной годом раньше в такой же полдень. Длительные наблюдения позволили выяснить, что эти две тени совпадают только через 1461 день. За этот интервал времени происходит четыре смены природных сезонов. Следовательно, продолжительность одного года составляет 1461:4 = 365,25 сут. Вероятно, китайским астрономам эта величина была известна и значительно раньше, поскольку самые первые календари основывались именно на ней.

Итак, о каком бы народе ни говорилось, мы так или иначе приходим к рассказу о календаре. И это вполне естественно, поскольку для человеческой деятельности он жизненно необходим. Согласно книге «Ханьшу» — хронике династии Хань, написанной примерно в III в., в Китае календарь был введен в глубокой древности, по крайней мере в период правления династии Инь (1373—1122 гг. до н.э.). Имеются также сведения о «шести календарях», первые из которых были введены еще во времена полумифического императора Хуанди (2696—2597 гг. до н.э.) и правившего позже Чжуансюя (2518—2435 гг. до н.э.).

О календарях эпохи Шань-Инь свидетельствуют тексты на панцирях черепах. Год тогда содержал 12 мес, но были и високосные годы, включающие 13, 14 и даже 15 мес. Какого-либо четкого правила введения дополнительных месяцев тогда еще не было. Месяц делили на три части, но позднее, как свидетельствуют надписи на бронзовых сосудах династии Чжоу, началось его разделение на четыре части, аналогичные нашим неделям. Однако позднее снова вернулись к месяцу из трех декад; при этом выделяли большой (30 дней) и малый (29 дней) месяцы. Случалось, что дополнительный месяц содержал всего несколько дней. К началу эпохи Чунцю (722—481 гг. до н.э.) именуемой так по названию книги, написанной, как полагают, выдающимся китайским философом Конфуцием, вводили лишь один дополнительный (13-й) месяц.

В середине этой эпохи появилось определенное правило добавления 13-го месяца (семь дополнительных месяцев в цикле из 19 лет), на 3, 6, 8, 11, 14, 16 и 19-й годы каждого цикла. В итоге получалось 12 лет по 12 мес и 7 лет по 13 мес, что в сумме давало 235 мес. Средняя продолжительность года составляла 12 и 7/19 мес.

Продолжительность 235-мес интервала можно выразить следующим образом. Синодический месяц, т.е. время между двумя одинаковыми фазами Луны, составляет, как уже не раз отмечалось, 29,53 сут, поэтому 235×29,53 = 6939,55 сут. С другой стороны, при продолжительности солнечного года 365,25 сут цикл будет содержать 19×365,25 = 6939,75 сут. Таким образом, 19 солнечных лет примерно равны 235 синодическим месяцам, и эта зависимость носит название «Метонов цикл» по имени древнегреческого астронома и математика Метона, открывшего ее в 432 г. до н.э. В Китае же она была известна на полтора столетия раньше, о чем свидетельствует древнекитайский календарь «Чжуансюй ли».

Что касается упоминавшихся выше наиболее древних «шести календарей», то их оригиналы нас не достигли. Есть только описания более позднего времени, которые несколько разноречивы. По одним сведениям год начинался в день зимнего солнцестояния, месяц — в новолуние, сутки — в полночь. По другим начало года относилось к новолунию, предшествовавшему приходу Солнца в созвездие Водолея, что по современному календарю происходит в январе — феврале.

В 104 г. до н.э. произошла реформа, в результате которой календарь «Чжуансюй ли» был заменен на «Тайчу ли» (позднее он стал называться Сантунским). Реформу осуществляли известные астрономы того времени Ло Сяхун, Дэн Пин и Сыма Цянь. Математика в Китае к тому времени знала свойства прямоугольного треугольника, возведение в степень и извлечение корня и достигла целого ряда успехов, способствовавших прогрессу в астрономических вычислениях. В новом календаре лунный синодический месяц имел длительность 29 и 43/81 сут (или 29,530864 сут), т.е. его отличие от истинного значения составляло всего 24 с! Продолжительность солнечного года осталась в среднем равной 365,25 сут. Сантунский календарь в дальнейшем претерпел лишь незначительные изменения.

Таблица 9. Григорианский календарь и название сезонов в древнекитайском календаре.

Название
Китайское Перевод
4—5 февраля Личунь Начало весны
19—20 февраля Юйшуй Дождевая вода
5—6 марта Дзинчже Пробуждение насекомых
20—21 марта Чуньфэнь Весеннее равноденствие
5—6 апреля Цинмин Ясно и светло
20—21 апреля Гуюй Дождь для посевов
6—7 мая Лися Начало лета
21—22 мая Сяомань Малое изобилие
7—8 июня Манджун Колошение хлебов
21—22 июня Сяджи Летнее солнцестояние
7—8 июля Сяошу Малая жара
23—24 июля Дашу Большая жара
8—9 августа Лицю Начало осени
23—24 августа Чушу Конец жары
8—9 сентября Байлу Белая роса
23—24 сентября Цюфень Осеннее равноденствие
8—9 октября Ханьлу Холодная роса
23—24 октября Щуанцзян Выпадение изморози
7—8 ноября Лидун Начало зимы
23—23 ноября Сяосюэ Малый снег
7—8 декабря Дасюэ Большой снег
21—22 декабря Дунчжи Зимнее солнцестояние
6—7 января Сяохань Малый холод
20—21 января Дахань Большой холод

Таблица 10. Китайский 60 летний календарь

Цикл Знак Животное цикла Небесные ветви
Му (дерево) Хо (огонь) Ту (Земля) Цзинь (металл) Шуй (вода)
Цзя И Бин Дин У Цзи Гзн Синь Жэнь Гуй
I Цзы Шу (мышь) 1 13 25 37 49
II Чоу Ню (корова) 2 14 26 38 50
III Инь Ху (тигр) 51 3 15 27 39
IV Мао Ту (заяц) 52 4 16 28 40
V Чэнь Лун (дракон) 41 53 5 17 29
VI Сы Шэ (змея) 42 54 6 18 30
VII У Ма (конь) 31 43 55 7 19
VIII Вэй Ян (овца) 32 44 56 8 20
IX Шэнь Хоу (обезьяна) 21 33 45 57 9
X Ю Цзи (курица) 22 34 46 58 10
Земные ветви
XI Сюй Гоу (собака) 11 23 35 47 59
XII Хай Чжу (свинья) 12 24 36 48 60

Но это был, так сказать, официальный календарь. Наряду с ним еще в III в. до н.э. начал использоваться сельскохозяйственный календарь, название которого говорит и о его назначении (табл. 9). Год делился на 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике. В таблице приведено сравнение этого календаря с современным. Наличие такого подробного сельскохозяйственного календаря — любопытная черта жизни китайцев в древности.

Еще одна интересная особенность китайского летоисчисления — использование циклической системы с периодом 60 лет (см. табл. 10 и рис. 40).

В этой системе существуют малые 12-летние циклы так называемой «земной ветви». Каждый год, с одной стороны, обозначается своим знаком цикла, с другой — носит имя животного. Помимо того, существует еще разделение на пять «небесных ветвей», каждая из которых соответствует одной из пяти «стихий»: дерево, огонь, земля, металл и вода. Более того, каждая стихия пребывает, в двух состояниях — «мужском» (нечетные годы) и «женском» (четные годы). Все вместе, т.е. пять циклов по 12 лет, составляют один большой период в 60 лет.

Предполагают, что подобная система связана с периодом обращения Юпитера вокруг Солнца, равным примерно 12 годам. Вообще говоря, в Китае предпринимались попытки ввести календарь, основанный на сидерическом периоде обращения Юпитера. Например, в 365 г. до н.э. был предложен такой календарь «Фэншэциге», позднее в эпоху династии Хань подобное предложение повторил астроном Лу син. Однако, поскольку точное значение этого периода 11,86 года отличается от 12 лет, с практической точки зрения реформа была, признана нецелесообразной, в частности из-за несоответствия такого календаря смене природных сезонов на Земле.

Согласно другой версии, 12 лет в описанной циклической системе связаны с 12 созвездиями, через которые проходит Солнце в течение года. Не исключается также возможность, что здесь замешана двенадцатеричная система счета, принятая в Древнем Вавилоне, с которым Китай поддерживал (как свидетельствуют источники) торговые связи.

Выше мы упоминали о пяти «небесных ветвях». Они соответствуют пяти сторонам света, но не будем удивляться — для китайцев это были север, юг, запад, восток и... центр.

В описанной циклической календарной системе каждый год обозначается знаками «небесной ветви» и «земной ветви», имеющей две разновидности, — «мужскую» и «женскую». В таблице сочетание этих признаков определяется пересечением вертикальных столбцов и горизонтальных строк. Например, первый год большого цикла называется цзя-цзы (год мыши и дерева), второй обозначается и-чоу (корова и дерево), а 56-й год цикла — цзи-вэй (овца и земля).

За начальную «точку» отсчета в системе 60-летнего календаря китайцы принимают 2397 г. до н.э. Попробуем определить, какими признаками в этой системе обладает, например, 1984 г. Последовательность арифметических действий очевидна: вначале 1984 + 2397 = 4381, затем 4381 : 60 = 73 с остатком 1. Значит, 1984 г. есть первый в новом цикле и обозначается цзя-цзы (мышь и дерево).

А вот 538 г. до н.э. — покорение персами Вавилона. В этом случае получаем вначале величину 2397 - (538 - 1) = 1860, которая без остатка делится на 60. Значит, это последний год цикла гуй-хай — год воды и свиньи. Вот еще несколько примеров. В 206 г. до н.э., когда восставшие под предводительством Ли Баня свергли последнего правителя династии Цинь и началась династия Хань, по древнекитайскому календарю был год овцы и дерева (и-вэй). Великая Октябрьская социалистическая революция произошла в год змеи и огня (дин-сы), Болгарская социалистическая — в год обезьяны и дерева (цзя-шень).

Нередко обнаруживаются знаки 60-Летнего календарного цикла, вырезанные на костях животных и панцирях черепах и относящиеся к эпохе Шан-Инь, т.е. к XII в. до н.э. Этот календарь применялся в Китае и в VIII—V в. до н.э., и даже во время китайской революции 1911 г., т.е. не менее трех тысячелетий.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку