Материалы по истории астрономии

Зарождение астрономии в древней Месопотамии

 

Царю, моему повелителю, от его слуги Абил-Истара. Да будет мир моему царю и повелителю; да будет вечная милость моему царю и повелителю от неба и Мардука. Великие боги одарят его долгими годами, здоровым телом и радостью для сердца. На 27-й день исчезла Луна. На 28, 29 и 30-й дни мы ожидали солнечного затмения, но Солнце не затмилось.

Из библиотеки Ашшурбанипала [18]

В предыдущей главе мы рассказывали о религиозно-мифологическом «приложении» астрономических наблюдений в Двуречье. Однако не следует думать, что астрономия сама по себе не интересовала древних жителей этих мест. Многолетние наблюдения жрецов за движением Солнца, Луны и планет с верхушек зиккуратов не ограничивались лишь целью проникнуть в волю богов. Был замечен целый ряд закономерностей, которые легли в основу развития самой древней из наук.

Трудно установить достаточно точно время появления первых сведений о небе у шумеро-аккадских жрецов. Известный астрономический учебник-справочник «Мул апин», с которым мы еще познакомимся подробнее, был создан примерно в 700—650 гг. до н.э., но в нем приводится очень много более ранних сведений. По крайней мере можно уверенно утверждать, что астрономические сведения чисто описательного характера существовали еще в начале 3-го тысячелетия до н.э.

В библиотеке Ашшурбанипала, найденной в Куюнджике, содержится следующий текст: «После того как зашли звезды Энлил, осталась одна большая звезда, разделяющая небо пополам, подобная звезде Нибиру».

Что это за небесный объект? Во-первых, ясно, что речь идет о Северном полушарии, поскольку именно там была расположена зона Энлил по принятому в то время разделению неба. Во-вторых, это была достаточно яркая звезда, поскольку «звезда Нибиру» — одно из 50 названий планеты Юпитер (тогда — Мардук), хорошо заметной на небе. В-третьих, она «делит небо пополам», а это означает ее местоположение в районе небесного полюса. Вычисления показывают, что в 2700—2800 гг. до н.э. здесь находилась звезда а Дракона (современное название созвездия), как изображено на рис. 33. Таким образом, можно считать, что еще в 3-м тысячелетии до н.э. шумерские и аккадские астрономы хорошо представляли себе характер суточного вращения неба.

В одной из таблиц тех времен приведены угловые расстояния по долготе между Солнцем и рядом звезд для момента восхода дневного светила. Из-за уже известного нам явления прецессии теперь эти расстояния изменились. Исходя из этих данных, можно вычислить, что измерения были проведены древними астрономами около 4752 лет назад, т.е. примерно в 2850 г. до н.э. Очевидно, систематические наблюдения за Солнцем, Луной и планетами начались еще раньше.

Расшифровка клинописи дала в руки ученых огромное богатство. Тысячи глиняных табличек из библиотеки Ашшурба-нипала попали в экспозиции музеев Европы и Америки, и десятки исследователей приступили к их изучению. Некоторые из них даже считали, переоценивая научные достижения Двуречья, что Египет, Малая Азия и даже средневековая Европа обязаны своими познаниями исключительно Вавилону. В начале XX в. панвавилонизм получил немалое распространение. Самым видным сторонником этой теории был Гуго Винклер, но она подверглась активной критике со стороны таких ученых, как ассиролог И.Н. Шрасмайер и астрономы И. Эпинг и Ф. Куглер.

Астрономия развивалась в Двуречье с самых давних времен, и здесь даже выделяют несколько периодов. Первый условно отсчитывается от начала 3-го тысячелетия до н.э., а его окончание связывают с падением Старовавилонского царства и приходом к власти ассирийцев в XIII в. до н.э. В этот период выделялось время царствования династии Амуру, в которой особенно прославился Хаммурапи, объединивший Южное Двуречье под властью Вавилона (эпоха Хаммурапи).

Второй период совпадает с господством Ассирии в районе Двуречья вплоть до освобождения Вавилона и разрушения Ниневии в конце VII в. до н.э. В этот период политическая власть принадлежала ассирийцам, но культурная и экономическая деятельность осталась за вавилонянами. Особенно заметным здесь было царствование Ашшурбанипала (эпоха Ашшурбанипала).

Нововавилонское царство существовало в период от конца VII до VI в. до н.э., когда оно рухнуло под натиском персов. В этот период астрономия развивалась по восходящей линии, достигнув особенно высокого уровня при царе Навуходоносоре.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку