Материалы по истории астрономии

Древние жители Земли или пришельцы из Космоса?

В конце этой главы, посвященной в основном астрономическому предназначению комплекса Стоунхендж, нельзя не затронуть тему, связанную с возбуждающими воображение «космическими чудесами». Это огромные по своим размерам рисунки, обнаруженные на плоскогорье Пампа-де-Наска в южной части Перу. Они изображают птиц и животных, геометрические фигуры (треугольники, прямоугольники, трапеции) или же представляют собой длинные полосы, исходящие из одной точки. Все эти рисунки желто-белого цвета, если смотреть на них с самолета, производят фантастическое впечатление, сравнимое, пожалуй, с картиной марсианских каналов. Наверное, читатели сразу вспомнят фильм с интригующим названием «Воспоминания о будущем», в котором Пампа-де-Наска была объявлена космодромом, сооруженным на нашей планете внеземными разумными существами. Так считает швейцарец Эрих фон Деникен, по книге которого и снят фильм. Комплекс Стоунхендж с высоты «птичьего полета» тоже впечатляет, так что горячие головы и его отнесли к творению инопланетян. Однако истинное назначение причудливых фигур мегалитического памятника состоит, как мы с вами выяснили, в наблюдении восходов и заходов Солнца и Луны древними жителями нашей собственной планеты. Таким же оказалось и назначение наземных фигур перуанского плоскогорья. Чтобы это утверждение не было голословным, остановимся на нем подробнее.

«Картинная галерея» в пустыне Наска была открыта в начале второй мировой войны американским профессором древней истории Полом Косоком. Он длительное время изучал древние оросительные системы Месопотамии и с высоты «птичьего полета» искал нечто подобное в южном Перу. Фигуры, о которых идет речь, не нарисованы на поверхности каким-либо красящим веществом, а получены удалением верхнего слоя почвы, под которым находятся желто-белые горные породы. Что касается возраста рисунков, то его смогли определить радиоуглеродным методом по остаткам деревянного столба, найденного рядом с одной из фигур. Оказалось, что они относятся примерно к VI в. Считается, что тогда здесь жили индейцы культуры наска, которые поселились в этих местах еще во II в. до н. э. Размеры фигур действительно огромны: виден 30-метровый человек с головой совы, птица размером 110 м и такая же ящерица, спирали по 30—40 м, две пересекающиеся 800-метровые трапеции, полосы, простирающиеся на десятки и сотни метров... Точность их изображения в сочетании с размерами, охватить которые можно только с высоты, и были аргументами в пользу внеземного происхождения «картинной галереи». Но научный подход привел совсем к другим выводам.

Еще сам первооткрыватель «космодрома» отметил, что одна из фигур точно указывает на точку захода Солнца в день одного из солнцестояний. Мы сознательно говорим «одного», потому что здесь — Южное полушарие Земли и астрономическое лето начинается 22 декабря. Именно это летнее направление и отождествил Косок. Затем многолетние исследования рисунков пустыни Наска провела Мария Райхе, математик из Дрезденского университета, прожившая в Перу четверть века. Она обнаружила множество линий, указывающих на точки восхода и захода Солнца в дни июньских и декабрьских солнцестояний. Например, восход светила 22 июня показан клювом и стометровой шеей птицы причудливых очертаний. Из клюва другой птицы более скромных размеров выходит целый веер линий, крайняя из которых указывает на восход светила 22 декабря. Есть еще много других примеров, в частности, одна из линий длиной около 800 м смотрит в точку захода Солнца в день летнего (для Перу) солнцестояния. Точнее говоря, она несколько отклоняется от современной точки захода, на основании чего можно вычислить, что эта линия была проведена в период между IV и IX вв. н. э. (не надо забывать также о возможных погрешностях при прокладке трассы индейцами). Как видим, астрономическое датирование не противоречит результатам, полученным радиоуглеродным методом.

Таким образом, рисунки на плато Наска имеют отношение к космосу, но совсем не такое, как предположил Деникен. Возможно, индейцы наска создали фигуры больших размеров для своих богов, смотрящих на них откуда-то сверху. Что они хотели сказать богам? Одним из них было Солнце, и в этом смысле индейцы наска не исключение среди всех древних народов. И здесь бог-Солнце определял наступление различных сезонов и начало сельскохозяйственных работ.

В связи с многочисленными гипотезами о том, что в прошлом Землю посетили пришельцы из космоса и «импортировали» высокую культуру своей цивилизации, необходимо отметить важную методологическую роль археоастрономии. Раскрывая астрономическое предназначение тех или иных древних памятников материальной человеческой культуры, археоастрономия шаг за шагом доказывает безосновательность подобных гипотез.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку