Материалы по истории астрономии

Основные сочинения Бруно

В доме французского посла в Англии Кастельно́ Бруно прожил с весны 1583 г. по октябрь 1585 г. Кастельно́ постарался ввести Бруно в кружок из нескольких высокопоставленных лиц, интересовавшихся наукой. Хотя Бруно плохо умел уживаться с людьми, однако в Лондоне он приобрёл нескольких истинных друзей.

Один из этих друзей устроил у себя званый обед, на котором присутствовали многие английские учёные и аристократы. На обеде Бруно выступил с докладом о новом мировоззрении, но не убедил ни друзей, ни противников. Это выступление послужило для Бруно поводом дли написания диалога, т. е. произведения в форме разговоров. Диалог был написан на итальянском языке и касался всё той же излюбленной темы Бруно — бесконечности вселенной и многочисленности обитаемых миров. Диалог был напечатан в 1584 г. под заглавием «Великопостная вечеря».

1584—1585 гг. явились самыми плодотворными в жизни Бруно. За эти два года он написал шесть объёмистых диалогов, из которых отметим следующие: 1) «О бесконечности, вселенной и мирах»; 2) «О причине, начале и едином»; 3) «Изгнание торжествующего зверя». Эти три диалога напечатаны в Лондоне в 1584 г.„ хотя местом напечатания первого из перечисленных диалогов умышленно указана Венеция.

Книга Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах», как и бессмертное творение Коперника, составила эпоху в развитии человеческой мысли; в ней Бруно с полной отчётливостью развивает свои совершенно необычные для той эпохи воззрения на природу звёзд, на обитаемость планет солнечной системы, на существование планетных систем у бесчисленных звёзд — солнц вселенной и пытается доказать бесконечность вселенной.

Второй диалог — «О причине, начале и едином» — посвящён изложению философских следствий бесконечности вселенной.

Третий диалог представляет собой оригинально задуманное произведение, направленное против римской церкви и её догматов, но очень тонко завуалированное. В диалоге фигурирует Юпитер, но читатели могли легко узнать в нём христианского бога — «вездесущего и всеведущего творца и вседержителя вселенной». Ядовито осмеивая религиозные верования, Бруно поставил в этом диалоге вопрос о человеческих добродетелях и дал им совершенно новую оценку. Главной добродетелью Бруно считает стремление человека к истине, к её познанию, а также к труду.

В другом своём диалоге — «О героическом вдохновении», изданном в 1585 г.1, Бруно описывает борьбу, страдания и возникающий при этом у человека героизм. Люди должны идти к высшей цели, стремиться к её осуществлению, хотя бы это стремление и «пожрало бы душу человека».

Мишель де Кастельно в октябре 1585 г. покинул Англию и уехал в Париж. В начале 1586 г. приехал туда и Бруно. Он снова выступил на диспуте в Сорбонне (25 мая 1586 г.). Диспут длился целых три дня и касался физики Аристотеля. В результате атмосфера вокруг Бруно так накалилась, что ему пришлось спешно покинуть Париж и спасаться от своих многочисленных противников.

Бруно бежал в Германию. Он посетил города Майнц, Висбаден, Марбург. В Марбурге ему присуждён был докторский диплом. Тем не менее ректор университета признал Бруно «неблагонадёжным» профессором и в разрешении читать лекции Бруно было категорически отказано. Он отправился дальше и два года прожил в Виттенберге, читая там лекции по философии.

Покинув Виттенберг, Бруно направился в Прагу, куда приехал в марте 1588 г. В Праге в то время жил германский император Рудольф II, надменный, молчаливый, подозрительный и трусливый Габсбург, занимавшийся алхимией и астрологией, а все важные дела предоставивший иезуитам. Рудольф II на некоторое время приютил у себя Бруно; тот стал читать лекции в университете, но через полгода доминиканские монахи выжили его и из Праги.

В июне 1590 г. мы видим Бруно во Франкфурте-на-Майне. Здесь ему удалось выпустить в свет несколько своих сочинений; Франкфурт был тогда большим издательским центром.

Уже более десяти лет скитался Бруно по Европе, нигде долго не задерживаясь. Везде выступал он противником официальной науки, громил Аристотеля, излагал по-своему учение Коперника. Всюду высмеивал Бруно учёных педантов и служителей религии, и всюду ему приходилось спасаться от преследований попов и папской инквизиции.

За эти десять лет скитаний Бруно стосковался по родине и в 1591 г. бросился прямо «в пасть льва»: мы снова видим его в Падуе, этом центре католического фанатизма.

Примечания

1. В 1953 г. это произведение Бруно выпущено в свет Гослитиздатом под названием «О героическом энтузиазме».

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку