Материалы по истории астрономии

Борьба за учение Коперника

Великая, подлинная революция в астрономии, произведённая Коперником, заключается в том, что он, образно выражаясь, вывел Землю из состояния неподвижности, поместив её в разряд планет, а в центр мира поставил Солнце.

Если Земля есть планета, значит, она есть одно из небесных тел. Следовательно, учение о полной противоположности земного небесному, лежащее в основе всякой религии, становится, мягко говоря, сомнительным. Учение Коперника определённо наносило удар религиозному мировоззрению с его противопоставлением небесного земному, духовного материальному.

Однако хотя учение Коперника имело явно революционный характер и было антирелигиозно в самой своей основе, оно сначала не встретило противодействия со стороны католической церкви. Более того, всемогущий папский престол вначале даже благожелательно относился к книге Коперника. Так, например, папа Павел III, похвалявшийся в среде своих кардиналов вольномыслием, с удовольствием принял посвящение ему книги Коперника, а предшественник его Климент VII благосклонно слушал специальный доклад своего секретаря кардинала Видманштадта о коперниковом учении. Даже глава доминиканского монашеского ордена, известного своей крайней нетерпимостью, кардинал Шёнберг, ознакомившись с научными взглядами Коперника, в 1536 году письменно пожелал учёному успехов.

Необходимо заметить, что к тому времени в церковной среде остро ощущалась необходимость упорядочить вопрос о календаре: для определения времени празднования пасхи и других христианских переходящих праздников, время наступления которых определённым образом предусматривалось в особо оговорённые моменты года, церковь нуждалась в более точных астрономических расчётах.

Данными Коперника папизм вскоре же и воспользовался при проведении реформы юлианского календаря («новый стиль» — 1582 г.).

Но предложенное Коперником новое учение принималось церковью только как более удобная для астрономических расчётов гипотеза. «Отцы церкви» совсем не собирались принять это учение для изображения истинного устройства мира. Утверждая библейскую картину мироздания, они даже и не задумывались над этим.

Чрезвычайно существенно то, что в первом издании книги Коперника было помещено упомянутое в предыдущей главе предисловие Озиандра, в котором Коперник восхвалялся как верный слуга церкви и в котором утверждалось, что истина заключается в «откровении божием», т. е. в библии.

Ко всему этому следует добавить, что коперникова книга, написанная на латинском языке, не только не была рассчитана на широкие круги читателей, но даже и для многих тогдашних учёных была трудна, так как была переполнена математическими расчётами. Коперник заранее предварял о том, чтобы к книге не приступали не знающие математики. Благодаря же радикальной новизне учение Коперника не могло вместе с тем рассчитывать на сколько-нибудь скорое признание даже и как более удобная гипотеза: этому препятствовали как многовековые традиции, так и весь дух тогдашнего времени с его преклонением перед авторитетом «священного писания» и учением Птоломея.

Вот почему друзья Коперника могли защищать и распространять его великое творение, до поры до времени не встречая противодействия католической церкви.

В лютеранском лагере, однако, вожаки и вдохновители новой разновидности христианской религии — Лютер и Меланхтон — сразу же объявили себя непримиримыми врагами коперникова учения. Лютер обозвал Коперника дураком, который «хочет перевернуть всё искусство астрономии». Меланхтон же, призывая в свидетели органы человеческих чувств в том, что Земля совершенно неподвижна, писал в своём учебнике физики: «Публичное подтверждение бессмысленных теорий неприлично и показывает вредный пример». Он требовал от светских властей обуздать «сарматского (славянского) астронома, который заставляет Землю двигаться, а Солнце стоять неподвижно».

Известно, какую трудную борьбу против мракобесия должен был вести ещё и Ломоносов для укрепления в России самых общих основ гелиоцентрического учения о мире, в то время как оно уже было полностью и многообразно подтверждено на протяжении двух столетий, протекших со времени выхода в свет бессмертного творения Коперника.

Сам гениальный основатель новой астрономии и его друзья и ученики с полной уверенностью рассматривали гелиоцентрическую систему мира как истину. Коперник прямо писал «в главе II своей книги: «Почему именно бесконечная вселенная должна обращаться вокруг ничтожно малой Земли?». Но эти главнейшие идеи некоторое время оставались в тени. Вопрос о борьбе двух мировоззрений на основе учения Коперника ещё не поднимался. Дело, однако, коренным образом изменилось, когда коперниковы идеи использовали учёные эпохи Возрождения для борьбы против церковной схоластики за новое, материалистическое мировоззрение.

Стремясь сдержать наступление нового, церковь прибегнула к испытанному средству — кострам. Первым пал за «коперникову ересь» Джордано Бруно.

Однако церковь оказалась бессильной сдержать могучую поступь нового учения. Мы расскажем далее, как оно было подхвачено Кеплером и привело к открытию знаменитых законов движения планет солнечной системы, как это учение оплодотворило мысль Галилея и обусловило множество замечательных астрономических открытий.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку