Материалы по истории астрономии

Послесловие

Книга Дж. Вуда продолжает захватывающе интересный рассказ о мегалитических сооружениях неолита и раннего бронзового века, разбросанных по территории современной Великобритании, Ирландии и Франции (на п-ове Бретань). Многие из них оказываются древнейшими астрономическими обсерваториями и даже чем-то вроде «вычислительных машин», созданных на самой заре человеческой культуры. Эти сооружения способны поразить воображение не меньше, а в некоторых случаях, может быть, и больше, чем пирамиды Древнего Египта. Для нас весьма интересно и поучительно знать, что если истолкование древних мегалитов, излагаемое в книге, является правильным, то люди той отдаленной эпохи «совершили поистине интеллектуальный подвиг, который выдерживает сравнение со многими высокими достижениями куда более поздних времен» (с. 125).

Разумеется, скептически настроенные читатели могут спросить: насколько правомерно видеть чуть ли не в каждом имеющем кольцевую или веерообразную структуру и определенным образом ориентированном скоплении или слое камней (многие из них связаны с древнейшими могильниками), а иногда даже в одиночном камне свидетельства высоких астрономических и математических знаний людей тех доисторических времен? Нет ли здесь какого-нибудь преувеличения, которое вполне понятно в условиях резко усиливающегося интереса к астрономии, переживающей новую грандиозную революцию, но которое тем не менее отражает не столько реальные достижения эпохи юности человечества, сколько «научную мифологию» нашего собственного века?

Подобные сомнения вполне естественны, однако следует заметить, что они не связаны исключительно с проблемами, рассматриваемыми в книге Вуда. Такие сомнения возникали каждый раз, когда совершался очередной прорыв в ранние эпохи истории человеческой цивилизации. Достаточно вспомнить Возрождение, вернувшее нам многие позабытые на протяжении средневековья достижения античности. Разве не звучали тогда голоса скептиков, утверждавших, что этого «не может быть»?

Как подчеркивает Дж. Вуд, ключевым является следующий вопрос: зачем, собственно, обществу понадобилось именно в этот период отвлекать значительные ресурсы от стоявшей перед ним главной задачи — кормить, одевать, обеспечивать жилищами своих членов — и расходовать их на строительство огромных, великолепных могильников, а также других мегалитических сооружений? Автор дает на него в целом вполне правильный ответ.

Зачатки науки возникли на заре развития человечества прежде всего из практических потребностей. Рассматривая последовательное развитие отдельных отраслей естествознания, Энгельс подчеркивал: «Сперва астрономия, которая уже из-за времен года абсолютно необходима для земледельческих народов». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т. 20, с. 500.) Именно эта причина — необходимость заранее предвидеть наступление тех или иных сельскохозяйственных работ и вести календарный счет времени, — как убедительно показывает Дж. Вуд во многих местах своей книги, в существенных чертах определила довольно высокий уровень наблюдательной астрономии у людей неолита и раннего бронзового века.

Но была еще одна причина, также достаточно подробно раскрываемая Вудом. Хорошо известно, что огромный объем и поражающая нас точность наблюдений, проводившихся древними, намного превышали чисто хозяйственные потребности. Дело в том, что Солнце, Луна и планеты считались божествами, наблюдения за которыми обретали ритуальный смысл. Более того, считалось, что если движения небесных светил влияют на природу, вызывая, в частности, смену времен года, т.е. во многом определяют внешние обстоятельства жизни человека, то равным образом они должны влиять и на саму человеческую жизнь. Периодические движения небесных светил, по сути, символизировали для первобытных людей предопределенность судьбы. Отсюда вытекало, что будущее человека, племени, народа можно прочитать в движениях светил. Так возникла астрология, которая, по словам выдающегося английского естествоиспытателя Дж. Бернала, «всегда была тесно связана с астрономией, и, несмотря на ее существенные ошибки, она явилась основной причиной того, почему люди в течение тысячелетий занимались наблюдением звезд которые, если бы они не верили в астрологию, казались бы очень отдаленными и бесполезными». (Бернал Дж. Наука в истории общества. — М.: ИЛ, 1956, с. 77.) Конечно, мы хорошо понимаем, что между движениями Солнца, Луны, планет и звезд с одной стороны, и человеческими судьбами — с другой, нет тех причинно-следственных связей, которые пытались установить астрологи разных эпох, но все же, игнорируя или недооценивая названные доводы, нельзя вполне понять появление памятников мегалитической культуры, с таким блеском описываемых Вудом.

Автор проявляет большую научную строгость, скрупулезно и обстоятельно анализируя различные «за» и «против» в истолковании этих замечательных сооружений. Он отмечает огромные затруднения, с которыми сталкивается их изучение (в том числе отсутствие письменных памятников, которые столь существенно помогают пониманию культуры более поздних эпох). Не скрывает Дж. Вуд и того, что многие конкретные выводы, излагаемые в его книге, остаются пока гипотетическими. Но дальнейшие исследования мегалитических памятников северо-западной Европы, несомненно, еще не раз поразят наше воображение и прольют яркий свет на загадочные пока страницы истории становления человеческой культуры. В этом их непреходящая ценность.

Кандидат философских наук
В.В. Казютинский

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку