Материалы по истории астрономии

Глава 32. Древнейшие храмы и строители Великой пирамиды

В предыдущих главах я говорил о различии астрономической мысли, о чем свидетельствует контраст фиванского культа солнца в солнцестояние и гелиопольского культа солнца не в солнцестояние, а также контраст наблюдений за южными звездами выше Фив и наблюдений за высокими северными звездами ниже.

Следует подчеркнуть и еще одно коренное отличие — это строительство в отдельных случаях пирамид со связанными храмами или без них, обращенных ровно на восток или запад.

Я думаю, в основном не вызывает возражений, что различия в образе мыслей, о которых свидетельствует строительство колоссальных пирамид или их отсутствие, больше тех, о которых свидетельствуют два других отличительных признака, о которых я говорил, и поэтому я предлагаю разобрать этот вопрос подробнее.

Прежде всего возникает вопрос, можно ли опереться на факты какого-то иного рода, рассматривая нашу тему, в основе которой лежат астрономические соображения. Очевидно, что если существует убедительная традиция, которая позволяет связывать разные категории зданий, изученных с позиций астрономии, с определенными периодами египетской истории, то изучение этой истории в более общих чертах даст нам возможность определить, есть ли связь между радикальными переменами в династиях и правителях и радикальными переменами в астрономических идеях, о которых свидетельствуют храмовые культы и строительство пирамид. Если такой связи нет, то причиной перемен могло быть только изменение идей — вариации астрономической мысли, — и тогда гипотеза о двух разных народах оказывается безосновательной.

Изучая область, где факты так скудны и их так трудно выловить из массы мифов и преданий, не говоря уже о противоречивых толкованиях надписей разными авторами, лучше всего как можно ближе придерживаться строго научного метода исследования. Поэтому я намереваюсь показать, что есть одна рабочая гипотеза, которая, по-моему, учитывает большинство фактов, и я надеюсь представить гипотезу и факты таким образом, что если в них окажется какая-то неточность или неполнота, то мы могли бы сразу, без труда изменить позицию исследования и продолжать путь в новом направлении.

Для начала я могу заметить, что для нашей гипотезы фундаментальное значение имеет то, что храм в Иуну, или Гелиополе, существовал еще до Менеса и строителей пирамид, как утверждает Масперо и другие крупные ученые.

По Масперо, до Менеса «on et les villes du nord avaient eu la part principale dans le développement de la civilisation égyptienne. Les prières et les hymnes, qui formèrent plus tard de noyau aux livres sacrés, avaient été rédigés à On»1.

Мои наблюдения ориентации обелиска в Иуну показывают, что храм, в состав которого он входил, мог быть древним элементом серии, включающей храм Мут в Фивах и храм Хатхор в Дендере; то есть, говоря вообще, имеется в виду культ Сета. Итак, по мнению Масперо, Сет образовал одну из божественных династий, будучи связанным с богами солнца и неба в Иуну, то есть с Ра, Атумом, Осирисом, Хором и Шу.

Также точно установлено, что солнечный храм в Иуну, перпендикулярный храму Сета, был направлен на северо-запад, вероятно, на заходящую Капеллу, около 5000 года до н. э.

Это что касается астрономической древности Иуну. Но, кроме Иуну, есть и другие очень древние северные города.

Вот что думают об этом Эберс и Дюмихен, два наших самых больших авторитета в данной области: «Dies ist die älteste Stadt in Ägypten, und das mit ihm verbundene Abydos kann nicht viel junger gewesen sein, den schon im alten Reiche wird es vielfach als heilige Stadt erwähnt»2.

На священный характер Абидоса также указывает и Масперо: «C'est comme ville sainte qu'elle était universellement connue. Ses sanctuaires etaient célèbres, son dieu Osiris vénéré, ses fêtes suivies par toute l'Égypte; les gens riches des autres nomes tenaient à honneur de se faire dresser une stèle dans son temple»3.

Если окажется, что упоминания «предков» и «божественных предков» встречаются после XI династии, то можно говорить о народе, который представляет Иуну, или о народе, который следовал сразу же за ним (Хор-шесу?) (см. главы о египетском годе).

С астрономической точки зрения я могу сказать об Абидосе немногое, так как авторы делают настолько противоречивые заявления об ориентации северо-восточных храмов, что невозможно прийти ни к каким точным выводам. Расположение храмов наводит на мысль о том, что они могут быть связаны с Луксорским храмом, а из описания храмов Эберса и Дюмихена у Бедекера можно понять, что в надписях встречается множество ссылок на Сета (Анубиса). Если дальнейшие измерения покажут, что Абидос и Луксор нужно рассматривать вместе, то астрономически оба этих города могут представлять культ более древний, чем культ Иуну4, так как, по всей видимости, в данном случае Анубис персонифицировал α Лиры, как впоследствии α Большой Медведицы и γ Дракона. Но даже если культ был древнее, то этого нельзя сказать о фундаменте храма, и первый «отрезок» Луксора был построен, по этой гипотезе, около 4900 года до н. э. Последний «отрезок», построенный Рамсесом II, определенно был ориентирован на α Лиры, под чем я имею в виду, что если египтологи верно дают время строительства, то α Лиры всходила по продольной оси — еще один пример долгоживущего культа, а также того, что храмы, которые мы видим, — всего лишь перестроенные древние святилища.

Если предположить, что вышеизложенное верно для Луксора и что Абидос повторяет его образец, как это следует из несовершенной ориентации, мы приходим к выводу, что, с учетом сохранившегося фундамента храма, Иуну предшествовал Абидосу5.

Следовательно, астрономические выводы явно согласуются с утверждением историков, которое я считаю фундаментальным, что Иуну предшествовал Мемфису и эпохе пирамид.

Эта эпоха была замечательна не только строительством великих пирамид; тогда же произошло коренное изменение культа.

Я уже указывал, что в Иуну из звездных божеств у нас, как видно, лишь Сет; однако, как только мы подходим к эпохе пирамид, все меняется. Количество богов увеличивается, и происходит явное смешение, как будто действовал еще какой-то фактор, помимо влияния Иуну и пирамидостроителей.

Выше я приводил список богов Гелиополя и показал, что, за исключением Сета, в нем нет ни одного звездного божества. Но в эпоху пирамид список расширяется; общие в этих списках только солнечные боги Ра, Хор и Осирис. У нас появляются такие новые божества6:

Исида
Хатхор
Нефтида
Птах
Серкет
Сехмет

Из них две первые и две последние, несомненно, олицетворяли звезды, и нет никаких сомнений, что храмы Исиды у пирамид, в Бубастисе, Танисе и других местах были построены для наблюдения за восходящими звездами.

У храма в Саисе, как я сказал, была восточная и западная стены, как и у мемфисского, по Лепсиусу. В Саисе Исиду представляла богиня Нейт, предшественница Афины, по мнению некоторых историков. Храм Афины в Афинах ориентирован на Плеяды.

Апис

Также нет сомнений о том, что Серкет олицетворяла Антарес.

Здесь перед нами культ солнца и звезд в эклиптических созвездиях в эпоху пирамид и в созвездиях, связанных с равноденствием; ибо если мы правы насчет Плеяд и Антареса, то это звезды, которые предупреждали о восходе солнца в весеннее и осеннее равноденствие соответственно, когда солнце находилось в Тельце и Скорпионе.

С введением новых культов в эпоху пирамид было связано поклонение быку Апису, чей культ предшествовал строительству пирамид. Некоторые авторы приписывают его введение Менесу7, но во всяком случае Какау из II династии издавал указы о нем8, а в храме Хеопса была статуя Хапи9.

Так, подготовив почву, я позволю себе изложить ту рабочую гипотезу, о которой упоминал в начале главы.

Апис

1. У первой цивилизации, имеющей отношение к строительству храмов в северном Египте, которую представляет Иуну, иначе Гелиополь, был культ солнца не в равноденствие, соединенный с культом северной звезды.

2. Мемфис (возможно, также Саис, Бубастис, Танис и другие города с восточными и западными стенами) и великие пирамиды построены новым народом пришельцев, которые представляют прогресс астрономической мысли. Он поклонялся северным звездам, когда те, возможно, находились на меридиане, и в каждое равноденствие звезде, всходившей на востоке.

Мневис

3. Последующий пробел в египетской истории связан с борьбой между этим и другими народами, которая закончилась победой представителей древнего культа Иуну при поддержке с юга, как если бы культы северной и южной звезд объединились против культа равноденствия.

После этих конфликтов практически прекратилось строительство восточно-западных пирамид, Мемфис отошел на второе место, а на сцену как столица XII династии вышли Фивы, южный Иуну в том, что касается культа солнца и Сета10.

Две великие пирамиды во время наводнения

4. Причина дальнейших событий истории — в основном конфликты с вторжениями других народов с северо-востока. Захватчики закрепились в городах с восточно-западными стенами, и в каждом случае их изгоняли приверженцы солнца в солнцестояние, основавшие фиванские династии (XVIII и XXV).

Нужно внести несколько уточнений в некоторые пункты в связи со сделанными обобщениями. Здесь я рассмотрю их последовательно.

Ступенчатая пирамида в Саккаре

В Мемфисе, Саисе, Бубастисе и Танисе мы находим восточные и западные стены, которые сразу же подчеркивают, что эти города отличаются происхождением от Иуну, Абидоса и Фив, где, как я показал, стены обращены либо на северо-запад — юго-восток либо на северо-восток — юго-запад.

В случае Мемфиса, Саиса и Таниса об этом свидетельствуют карты Лепсиуса. В случае Бубастиса приходится положиться на утверждение Навилля, что стены идут «почти с востока на запад», но он не говорит, истинное это направление или магнитное, каковая неточность слишком часто характерна для подобных утверждений.

Более того, эти восточные и западные стены свидетельствуют об очень большой древности. В Бубастисе, по Навиллю11, найдены следы, относящиеся ко времени Хеопса и Хефрена, а Манефон утверждает, что город существовал уже при II династии.

Пирамида в Медуме

Общеизвестный факт, что египетские пирамиды в основном ориентированы на восток и запад12. Но это не все; методы их строительства явно эволюционировали.

Одна из древнейших, если не древнейшая известная пирамида — так называемая Ступенчатая пирамида в Саккаре. Ступеней всего шесть, и они различаются по высоте от 11,6 до 8,8 метра, их ширина около 1,8 метра. Размеры пирамиды: 107 метров с севера на юг×121 метр с запада на восток×60 метров в высоту. Некоторые исследователи считают, что эта пирамида была возведена четвертым фараоном I династии (Уенефес у Манефона, Ита в Абидосском царском списке). Расположение помещений в этой пирамиде весьма необычно.

«Ломаная» пирамида в Дахшуре

Некоторые оспаривают то, что Ступенчатая пирамида — древнейшая из известных, в пользу «ложной» пирамиды в Медуме. Это тоже настоящая ступенчатая пирамида высотой 35 метров; несколько ступеней скрыто, но отчетливо видны три ступени высотой 21,6 и 7,6 метра; по своей внутренней структуре это действительно ступенчатая пирамида из 6 частей.

По обстоятельным и убедительным исследованиям профессора Флиндерса Питри13, эту пирамиду следует отнести к Снефру, хотя де Руже представил факты, свидетельствующие о другом14. Снефру был фараоном IV династии.

В Дахшуре мы имеем единственную сохранившуюся нестандартную пирамиду, так называемую «ломаную», так как наклон ее граней изменяется примерно на последней трети высоты. Эта пирамида входит в группу из четырех, две из камня и две из кирпича, что следует иметь в виду; их размеры 213,4×213,4×99,4 метра; 189×189×98 метров; 106,7×106,7×27,5 метра; и 104,5×104,5×47,5 метра.

Одна из этих пирамид, как полагали раньше, была построена при Снефру; если какая-то из них построена при фараоне Сенусерте III из XII династии, как считалось раньше, гипотеза, которую мы рассматриваем, недействительна.

Значит, только после Снефру мы встречаем обычную египетскую пирамиду. Насколько известно, древнейшими из серии являются две крупнейшие пирамиды в Гизе, построенные Хеопсом (Хуфу) и Хефреном (IV династия). (По Мариетту, правление Менеса относится к 5004 году до н. э., а IV династия началась в 4235 году.)

С этими пирамидами и городами с западными и восточными стенами связаны храмы, обращенные ровно на восток и потому подходящие для того, чтобы получать свет от звезды на экваторе или от утреннего солнца, всходящего в равноденствие.

Согласно профессору Флиндерсу Питри, с восточной стороны от пирамиды в Медуме есть небольшой храм, открытый на запад. На закате в равноденствие погребальная камера и солнце находятся на одной линии со святилищем. Жрец как бы стоял лицом к двум Осирисам.

Другие пирамиды были построены в Саккаре во время правления VI династии, но весьма знаменательно, что такой фараон, как Пепи Меренра, не имитировал величественные сооружения IV династии. Говорят, что он построил пирамиду в Саккаре, но ее безвестность свидетельствует о том, что идея пирамид уходила в тень. Такое впечатление, что эта династия на самом деле придерживалась южного культа, ибо Мемфис утратил авторитет и вместо него предпочтение отдавалось Абидосу, а за границами страны Синай был снова завоеван и в Эфиопии навели порядок15.

Сфинкс (ориентированный ровно на восток) может быть отнесен ко времени древнейших строителей пирамид; его мог создать только народ, поклонявшийся равноденствию.

Постройки XI и XII династий

Теперь мы рассмотрим, что произошло после огромного пробела в египетской истории между VI и XII династиями, в 3500—2851 годах до н. э. (по Мариету); от Нитокрис до Аменемхета I. Мы переходим к Среднему царству, и здесь нам придется иметь дело только с культами, о которых уже говорилось применительно к Северному Египту.

Аменемхет I не строил пирамид, он не украшал Мемфис, но он взял Иуну под свое покровительство, и мы впервые слышим о Фивах16.

Сенусерт I не строил пирамид, он не украшал Мемфис, но также взял Иуну под свое покровительство и пристроил обелиски к храмам, один из которых сохранился до сего дня. Кроме того, он восстановил храм Осириса в Абидосе и расширил храм Амона-Ра в Фивах17.

Конечно, очень примечательно, что первым делом фараоны XII династии позаботились о трех храмах в Египте, которые единственные были ориентированы на Солнце не в момент равноденствия, как я показал выше. Однако следует заметить, что, по-видимому, произошло умеренное возвращение к строительству пирамид в конце XII династии, непосредственно перед нашествием гиксосов, будь то предвестником этого периода или нет.

Взгляды Сенусерта на его последнее пристанище дошли до нас в надписи его писца Мирри18: «Mon maître m'envoya en mission pour lui préparer une grande demeure étemelle. Les couloirs et la chambre intérieure étaient en maçonnerie, et renouvelaient les merveilles de construction des dieux. Il y eut en elle des colonnes sculptées, belles comme le ciel, un bassin creusé qui communiquait avec le Nil, des portes, des obélisques, une façade en pierre de Rouou»19.

Ничто не связывало эту идею с пирамидами, но через сто пятьдесят лет мы находим, что Аменемхет III возвращается и к гигантским ирригационным сооружениям, и к строительству пирамид по образцу ранних династий.

Эти работы производились в Фаюме, где, чтобы увенчать новое свершение, были построены две пирамиды со статуями наверху, и, наконец, сам фараон был похоронен в пирамиде рядом с Лабиринтом.

Постройки XVIII династии

Пробел в истории Египта между XII и XVIII династиями был связан с вторжением так называемых гиксосов. Считается, что они пришли в Египет из стран на территории Месопотамии и западнее; известно, что они поселились в городах с восточными и западными стенами. Их в конце концов изгнал Яхмос, царь поклонявшихся солнцестоянию Фив, основатель XVIII династии.

На с. 350 я показал, что произошло после первого большого перерыва в египетской истории: возрождение культа солнца в Иуну, Абидосе и Фивах.

Теперь я должен показать, что то же самое произошло и после того, как гиксосы (XIII (?) династия по Мариету, 2233 г. до н. э. по Бругшу; XVIII династия, 1703 г. до н. э. по Мариету, 1700 г. до н. э. по Бругшу) нарушили ход истории примерно на пятьсот лет.

Из папируса Салье известно, что Яхмос, первый царь XVIII династии, вернувший независимость Египту, на самом деле боролся против жрецов Сутеха в пользу жрецов Амона-Ра, бога солнца в солнцестояние, современного представителя Атума из Иуну.

Амон-Ра был преемником Монту. Новый культ был настолько близок к старому культу Иуну, что в момент, когда Фивы пользовались наивысшей властью, третий жрец Амона принял титулы великого жреца Иуну, «который был главой верховного жречества в Египте». Великий жрец Иуну, который также назывался «Великим наблюдателем Ра и Атума», имел право входить в любое время в хабенбен, или наос. Жрец Падуамен, чья мумия была найдена в 1891 году, носил этот титул среди прочих.

Титулы не только должны были связать фиванских жрецов с их северными собратьями, но и дать ясно понять, что старый культ Иуну полностью восстановлен.

Здания XXV династии

Также имело место еще одно вторжение, из Сирии, положившее начало XXII династии, и снова правители поселяются в городах с восточными и западными сте

нами (Саис, Танис и Бубастис). Жрецы солнца в солнцестояние из Фив удаляются в Эфиопию. Однако они возвращаются в 700 году до н. э., изгоняют сирийских захватчиков и при Шабаке и Тахарке основывают династию (XXV) в Фивах, украшают тамошние храмы, а также храмы на острове Филэ, в Мединет-Абу и Дендере.

Заключение

Итак, мы видим, что все важные перемены культа связаны либо с внешними вторжениями, либо с беспорядками в самом Египте, ибо никаким другим образом нельзя объяснить разрывы в египетской истории.

До сих пор мы сопоставляли храмы равноденствия и храмы неравноденствия в Северном Египте. Теперь мы должны сделать следующий шаг и рассмотреть культы в южных храмах и возможное влияние южных народов, начиная с самых древних времен.

Примечания

1. «Иуну и северные города сыграли значительную роль в развитии египетской цивилизации. Молитвы и гимны, которые в дальнейшем послужили основой для священных книг, были написаны в Иуну».

2. Ebers und Dümichen // Baedeker. Ober-Aegypten. S. 59.

(«Это старейший город в Египте, и связанный с ним Абидос, возможно, немного моложе, уже в Древнем царстве часто упоминается как священный город».)

3. Maspero // Baedeker. Ober-Aegypten. S. 21.

(«Он был повсеместно известен именно как священный город. Его святилища были знамениты, его богу Осирису поклонялись, его праздники соблюдал весь Египет; богатые люди из других номов почитали за честь поставить стелу в его храме».)

4. То есть если допустить, что храм первоначально был ориентирован на α Большой Медведицы.

5. Ни в Луксоре, ни в Абидосе нет солнечного храма, тесно связанного с храмами Сета, а храм на модели Иуну не может иметь такого связанного храма, потому что перпендикуляр к его оси выйдет далеко за пределы эклиптики.

6. Maspero. Histoire ancienne. P. 64.

7. Maspero. Histoire ancienne. P. 44. Примечание.

8. Ibid. P. 64.

9. Ibid. P. 46.

10. Maspero. Histoire ancienne. P. 41.

11. Naville. Bubastis. P. IV.

12. Однако есть примечательные исключения из этого правила, которые мы разберем в дальнейшем.

13. Petrie F. Mêdûm. Ch. I.

14. Maspero. Histoire ancienne. P. 59.

15. Более того, известно, что была какая-то связь между Пепи Меренра и XI династией в Фивах (Масперо. Histoire ancienne. P. 91). Также надо заметить, что в более поздних пирамидах введены «тексты».

16. Ibid. P. 112.

17. Ibid.

18. Maspero. Histoire ancienne. P. 113.

19. «Мой господин послал меня с заданием приготовить ему великое (место) вечного упокоения. Коридоры и внутренние комнаты были сложены из камня и повторяли чудеса строительства богов. Были там высеченные колонны, красивые, как небо, углубленный бассейн, который сообщался с Нилом, двери, обелиски, фасад из камня из Руу».

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку