Материалы по истории астрономии

Глава 31. История культа солнца в Иуну и Фивах

Сейчас, когда мы более или менее полно рассмотрели звезды — очень немногие, — к которым были, по всей видимости, направлены храмы Верхнего и Нижнего Египта, и астрономические условия, которым они должны были удовлетворять, мы можем перейти к некоторым чрезвычайно любопытным вопросам относительно древнейших наблюдений за солнцем и звездами.

Одним из первых встает вопрос: проливает ли исчерпывающее исследование некоторый свет на гипотезу, высказанную на с. 92, что в разных храмах мы, по всей видимости, имеем дело по крайней мере с двумя подходами и школами астрономической мысли; как будто перед нами действительно настолько различные в самой основе идеи, что для объяснения этих различий требуется предположить существование не просто разных астрономических и религиозных теорий, а разных народов.

Начнем с очевидных результатов исследования солнечного культа в Иуну и Фивах.

Было высказано предположение, что, хотя с точки зрения чисто религиозного культа солнце главенствовало над звездами, ситуация с храмами была обратная вследствие того, что звезды имеют неизменные места восхода и заката, тогда как места восхода и заката солнца меняются в зависимости от времени года.

Также было предположено, что поклонение солнцу в храмах могло быть случайным результатом того, что солнечные лучи попали в храм, на самом деле построенный для наблюдения за звездой, и что солнцепоклонство в храмах могло иметь место еще до того, как египтяне обнаружили солнцестояния и равноденствия и выяснили их важность. По-моему, есть данные, свидетельствующие о том, что именно так и обстояло дело, и этими данными мы обязаны египетскому обычаю строить два связанных храма перпендикулярно друг к другу, потому что этот обычай поддерживает гипотезу, что руины и единственный уцелевший обелиск в Иуну доказывают, что на этом месте в древности стоял не один храм, а, по всей вероятности, два под прямым углом друг к другу.

Теперь мы должны разобраться, подтверждают ли изыскания в Иуну этот вывод. Позвольте мне сослаться на уже сказанное выше. Как я показал в главе 8 (с. 86), направления северного и южного фасадов −13° севернее точки запада и 13° южнее точки востока. В другом месте (глава 21, с. 222) я привел убедительные причины полагать, что основание первого храма в Иуну относится ко времени, когда направленный на север элемент такой двойной системы был обращен к α Большой Медведицы. Это было за некоторое время до 5000 года до н. э.

С учетом фактов, добытых из других аналогичных двойных систем, мы подходим к следующему вопросу: был ли храм, направленный на северное склонение 11°, то есть склонение, соответствующее амплитуде обращенного к западу элемента системы, ориентирован на какую-либо звезду.

Как выясняется, это важная звезда Капелла.

Говоря о звездах, я почти не упоминал Капеллу. Разумеется, в рамках ориентационной гипотезы мы в первую очередь должны выяснить, нет ли еще какого-нибудь храма — и если его божество известно, тем лучше, — ориентированного на Капеллу. Есть один такой храм; он возведен Тутмосом III. (Тутмос III правил за 1600 лет до н. э., амплитуда храма 35° западнее точки севера = при холмах высотой 3°, склонение +32½°; склонение Капеллы +33° около 1700 до н. э.) Это храм Птаха в Карнаке.

Кроме того, по всей видимости, есть и еще один. В 1892 году служащие музея в Гизе под руководством месье де Моргана проводили раскопки мемфисского храма севернее лежачей статуи Рамсеса и во время работ нашли две великолепные статуи Птаха, «les plus remarquables statues divines qu'on ait encore trouvées en Égypte»1, и колоссального размера модель священной ладьи Птаха из розового гранита.

Эти открытия позволили археологам сделать вывод, что здание, в руинах которого найдены эти бесценные сокровища, на самом деле является всемирно известным храмом Птаха в Мемфисе. Поэтому в рамках нашего исследования мы можем с этим согласиться, хотя нам и трудно примирить его местоположение относительно статуй с тем, что говорят арабские историки.

В январе 1893 года капитан Лайонс любезно согласился сопровождать меня при установлении ориентации недавно найденных храмовых стен. За два года до того мы уже тщательно измерили основания статуи Рамсеса. Оказалось, что храм, по всей вероятности, был обращен на запад, а не на восток; это мы определили по сидячей статуе, обращенной на запад; и мы пришли к выводу, что его ориентация с учетом магнитной поправки 4½° запада составляет 12¾° севернее точки запада, а высота холмов перед ним, пренебрегая селением Мит-Рахина, — 50′.

Таким образом, мы видим, что здесь почти с абсолютной точностью воспроизводятся условия обелиска в гелиопольском храме Птаха, ориентированном на Капеллу за 5200 лет до н. э.

Итак, мы приходим к выводу, что Капеллу персонифицирует Птах и что Капелле поклонялись на закате, так как Птах изображается в виде мумии. Если это так, то мы вынуждены согласиться и с другим выводом: храмы в Иуну и Мемфисе посвящены Птаху.

Около 5300 года до н. э. — это почти эпоха божественных династий, и мы начинаем понимать, как получилось, что в древних преданиях Птах предшествует Ра и называется «отцом начал и творцом яйца Солнца и Луны»2.

Мы приходим к выводу, что объектом поклонения в Иуну и Мемфисе был солнечный диск на закате в то время года, когда его предвещала Капелла и когда он имел склонение +10°. Как уже говорилось, солнце имело это склонение около 18 апреля и 24 августа по григорианскому календарю. В Египте, где над всем главенствовал Нил, это было примерное время праздников весны и урожая.

Это что касается солнечного бога Птаха в форме мумии, которому фиванские жрецы не возвели никаких значительных храмов. Был и еще один солнечный бог в форме мумии, которому поклонялись в Фивах, но этот культ постарались устранить, когда происходило усиление культа Амона-Ра.

Как мы видели, фиванский храм Мут связан с другим, перпендикулярным к нему, обращенным на северо-запад. Амплитуды составляют 72½° севернее точки востока и 17½° севернее точки запада. Я показал, что храм Мут позволял увидеть γ Дракона по своей оси примерно за 3200 лет до н. э. Теперь я утверждаю, что примерно в то же время по оси перпендикулярного храма можно было видеть Спику.

Нет сомнений, какому божеству была посвящена эта храмовая система: это культ Мина или, иначе, Амсу или Хема, в итифаллической мумиеобразной форме. Возможно, он был связан с праздником урожая 1 мая. (Амплитуда храма 17½° севернее точки запада = склонение + 15° = склонение солнца 1 мая.)

Значит, и в Иуну, и в Фивах, перед тем как фиванский храм Амона-Ра вышел на первое место, солнцу поклонялись в храме, который не смотрел ни на солнцестояние, ни на равноденствие.

Кажется, мы находим убедительное подтверждение тому, что культ солнца мог существовать еще до того, как сложился развитый культ солнца в солнцестояние.

Затем мы должны разобраться с тем, что произошло в Фивах, насколько в этом нам поможет ориентационная гипотеза, после 3200 года до н. э., когда, видимо, были основаны храм Спики и связанный с ним храм Мут.

Для этого необходимо изучить превосходное эссе господина Вире под названием «Общие замечания» об открытиях в Дейр-эль-Бахри, сделанных господами Масперо и Гребо, которое можно найти в новом издании Гизехского каталога3. Вире знакомит нас с политическим курсом фиванских жрецов или, скорее, основанного ими братства Амона.

Из его рассказа о братстве и предпринимаемых им попытках добиться политической власти мы понимаем, что оно не только намеревалось усилить культ Амона-Ра за счет прежнего фиванского культа солнца (в храме Спики), но и что одной из главных целей братства Амона было ликвидировать культ Сета, Сита, Сута или Сутеха, то есть, как, по-моему, я доказал, околополярных северных звезд в пользу южных.

Храм Мут был главным храмом Карнака, где поклонялись северным звездам, и он был связан с храмом Спики; так что оба этих храма должны были исчезнуть.

Теперь мы можем понять, к чему фиванские жрецы вынудили Тутмоса. Это были сильные меры, ведь в дни Тутмоса культ Спики (солнечного диска, Атона, Мина или, иначе, Хема) и γ Дракона (бегемотихи-львицы Исиды) был верховным.

Маленькое святилище фиванского Амона было расширено и достроено прямо поперек подхода к храму Мут, и богослужениям был положен конец, так же как городские власти в Помпеях положили конец поклонению Исиде (когда оно было запрещено законом), заложив окно, через которое наблюдали звезду4.

Далее, поскольку расширенное святилище должно было стать непревзойденным по великолепию, первоклассный до того храм Спики превратился в незаметную молельню по сравнению с ним. И это было не все: чтобы еще больше подчеркнуть главенство Амона-Ра, Птаху был построен третьесортный храм.

Следовательно, нужно отнести главенство культа Амона-Ра ко времени Тутмоса III и позднее, и культ, вытесненный в Фивах, главным образом основывался на старом культе Иуну.

Итак, одним из самых примечательных событий в истории Египта было так называемое отступничество Аменхотепа IV примерно через сто пятьдесят лет после Тутмоса III.

Во времена Тутмоса III сложился самый тесный союз между царской и жреческой властью, и ни в какой другой период в мировой истории жрецы не получали таких богатых даров, как жрецы Амона. Однако, не довольствуясь своими религиозными функциями, они так явно стремились приобрести политическую власть, что Тутмос IV и Аменхотеп III, чтобы сдержать их притязания, возвысили культы и жрецов Иуну, и других северных городов. Аменхотеп III и его сын Аменхотеп IV также искали союза за пределами Египта и вступили в дипломатические отношения с правителями Азии, в том числе даже вавилонским царем. Это привело к открытому конфликту со жрецами. Аменхотеп ответил на их гнев тем, что ввел культ Атона, а имя Амона было стерто с памятников. Но все же партия жрецов была достаточно сильна, чтобы сделать малоприятным пребывание царя в Фивах; и чтобы разделаться с ними одним ударом, он покинул Фивы и переселился в Тель-эль-Амарну и в то же время, как говорит Вире, возродил старый гелиопольский культ. Он сделал божественным покровителем Атона, бога солнечного диска, «одну из древнейших форм одного из древнейших богов Египта, гелиопольского Ра»5. Итак, скажем, что Аменхотеп IV, согласно признанным историкам, правил около 1450 года до н. э. Расположение храма солнца в Амарне можно понять по карте Лепсиуса, помещенной для иллюстрации на следующей странице. Его ориентация 13° севернее точки запада6. Это дает нам склонение +11°, следовательно, в храме можно было видеть звезду Спику на закате.

Однако, если ориентация верна, свет не попал бы в него по оси. Это произошло бы в 2000 году до н. э., то есть за 600 лет до царствования Аменхотепа IV. Об этом должны подумать египтологи; совершенно ясно, что эта пара храмов, которая изображена на планах Лепсиуса, не могла быть полностью построена за его короткое правление, а в правление любого предыдущего фараона XVIII династии, скорее всего, стройка с такой еретической ориентацией не могла состояться. Значит, храмы должны были быть построены до 1700 года до н. э., возможно, при XVII династии. В любом случае Эхнатон7 их определенно закончил.

Профессор Флиндерс Питри, любезно отвечая на мой вопрос, высказал мнение, что храм полностью построен Эхнатоном. Если это подтвердится, то он мог быть ориентирован непосредственно на солнце в какой-либо день или, вероятно, построен параллельно какому-то старому храму, так как на плане Лепсиуса видны следы других храмов, и я предполагаю, что Эхнатон построил не все из них.

Что же это был за культ, который отсутствовал в Фивах, но сохранил такую силу на севере, что Аменхотеп IV так охотно к нему вернулся? Это не мог быть культ Капеллы как одиночной звезды, потому что ей Тутмос III построил храм G. Также это не мог быть культ Спики как одиночной звезды, потому что тогда бы Аменхотеп IV не обращался бы к прецеденту Иуну.

Храмы в Тель-эль-Амарне. A — храм Атона (Спики), B — храм Сета

Культ, который он усилил в Иуну, в точности похож на тот, который в древности главенствовал в Гелиополе. Культ, основанный на нем, но не идентичный ему, был в силе в Фивах с 3200 года до н. э., до Тутмоса III, который, будучи орудием в руках жрецов Амона, усилил культ солнца в солнцестояние и всеми силами постарался уничтожить культ, основанный на гелиопольском.

Я говорю «в точности похож», потому что Аменхотеп IV или кто-то из предшествующих фараонов Египта, повторно вводя старый культ в Тель-эль-Амарне, ориентировал солнечный храм на 13° севернее точки запада, как свидетельствуют имеющиеся данные. Итак, если взять разницу широт между Гелиополем и Амарной, оказывается, что оба дают одно и то же склонение (в пределах половины градуса).

Поэтому в Иуну в старину и в Амарне впоследствии солнцу поклонялись в один и тот же день года. И там и там лучи солнца на закате попадали в храм 18 апреля и 24 августа по григорианскому календарю; поэтому оба храма, вероятно, были построены для наблюдения за закатом в особый день года. Ввиду этого весьма уместно звучит гимн Яхмеса, главного чиновника Эхнатона: «Прекрасен твой закат, о солнечный диск жизни, ты владыка владык и царь миров. Когда сливаешься ты с небесами на закате твоем, смертные радуются пред твоим ликом, воздают почести тому, кто создал их, и молятся тому, кто сотворил их, под взглядом твоего сына, любящего тебя, царя Эхнатона. Вся земля Египта и все народы повторяют твои имена на восходе твоем, чтобы восхвалить твой восход так же, как и закат»8.

Как можно понять по картам и планам Лепсиуса, этот Храм Солнца был построен не в одиночестве. Сет снова вышел на первый план. Был еще один храм под прямым углом, и в одном храме была видна заходящая Спика, а в другом — восходящая звезда рядом с γ Дракона.

Можно добавить, что Сет снова получил храм в Карнаке не раньше того, как Рамсес II построил храм M; однако его снова загородил постройками победоносный Тахарка и фиванские жрецы, вернувшиеся из изгнания (подробнее см. на с. 194).

Итак, при тщательном изучении культа солнца в Фивах мы явно различаем две школы астрономической мысли, связанные с разными религиозными тенденциями. Протестуя против южного культа фиванских жрецов, Эхнатон возвращается к северному культу. Этот момент явно стоит рассмотреть подробнее.

Примечания

1. «Самые замечательные статуи божества, найденные до сих пор в Египте» (фр.) (New Giseh Catalogue. P. 61).

2. Brugsh. Religion und Mythologie. S. 111; Pierret. Salle Historique de la Galerie Égyptienne (du Louvre). P. 199.

3. Notices des principaux monuments exposés au Musée de Gizeh. 1893. P. 260.

4. Малый храм Исиды в Помпеях и фрески в музее Неаполя достойны тщательного изучения, особенно в связи с приспособлениями для наблюдений за звездами (и их окончательным прекращением из-за упомянутых резких мер) или с эволюцией Хора в греческую эпоху. Бегемоты прорисованы самым тщательным образом.

5. Gizeh Catalogue. 1893. P. 63.

6. Профессор Флиндерс Питри любезно прислал мне свои последние измерения. Они подтверждают измерения на плане Лепсиуса.

7. Эхнатон — имя, которое принял Аменхотеп IV в честь Атона. (Примеч. пер.)

8. Brugsch. Egypt. 1891. P. 220.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку