Материалы по истории астрономии

Глава 14. Околополярные созвездия: миф о Хоре

Конечно, древние народы всего мира видели огромную разницу между днем и ночью, тогда как у нас, с нашими уверенными знаниями, они тесно связаны. У них не было искусственного освещения, как у нас, и непроглядная ночь олицетворяла не столько отдых, сколько смерть; поэтому наступление великолепного утра в тропическом или субтропическом климате казалось возрождением всех радостей, восторгов и занятий жизни; так, разница между ночью и днем для древних египтян почти была разницей между смертью и жизнью. Вполне понятно, что тьма в уме народа с мифологическим складом мышления считалась происками врага, и так, со временем, их естественные враги стали изображаться друзьями тьмы.

Здесь мы подходим к одному очень интересному астрономическому моменту. Учитывая эти идеи, египтяне должны были совсем по-разному относиться к звездам, которые видны всегда, и звездам, которые встают и садятся.

Бог тьмы Сет

Район, который занимают всегда видимые звезды, разумеется, зависит от широты местности. Пусть Египет представляют Фивы с широтой 26°, там площадь неба с незаходящими звездами составляет примерно четверть от той, что видим мы, поэтому там существовало бы очень резкое различие между звездами, которые всегда видны ночью, и теми, которые восходят и заходят, при этом восходящие звезды считались бы глашатаями восхода солнца. Кажется весьма вероятным, что околополярные звезды довольно рано стали считаться представителями сил тьмы, потому что они всегда были видны во тьме, всегда исчезали на рассвете и никогда не появлялись вместе с солнцем. Если это так, то, безусловно, их приходилось умилостивлять молитвами, так же как и более благосклонных богов; и, кстати говоря, мы находим, что бог Сет — иногда отождествляемый с Тифоном, Анубисом и Тебхой — был одним из величайших богов Древнего Египта.

Женская форма Тифона — его жена — называлась Таурт или Тауэрт и обычно изображалась в виде самки бегемота.

Различные формы Анубиса

Вероятно, в некоторых номах вариантом был крокодил, так как оба были связаны с современным созвездием Дракона.

Если мы на минуту вернемся к дендерскому зодиаку, увидим, что упомянутые мной созвездия — Бедро, Бегемот и Шакал — соответствуют современным созвездиям Большой Медведицы, Дракона и Малой Медведицы, которые все являются околополярными; то есть они не восходили и не заходили во время создания дендерского зодиака. Поэтому неудивительно, помня о вышеуказанном объяснении, что Бегемотица называлась Супругой Сета, Бедро — Бедром Сета, а Шакал — Шакалом Сета.

Формы Тифона

В главе XVII Книги мертвых мы находим упоминание о некоторых северных звездах и созвездиях: «Боги Имсети, Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф — это те, что за созвездием Бедра на северном небосклоне».

Имсети

И снова, на царских гробницах в Фивах: «Четыре северных духа суть четыре бога последователя [какое-то созвездие]. Они сдерживают вражду ужасного [Тифона]. Он — великий спорщик. Они выравнивают передний парус и смотрят за бизанью на барке Ра среди матросов, которые суть четыре созвездия1 [ахемусек], которые находятся на северном небе. Созвездие Бедра появляется на позднем восходе. Когда это созвездие в середине неба, пришедшее на юг, где лежит Орион [Орион олицетворял южную часть неба], другие звезды продолжают путь к западному горизонту. Что касается Бедра, то это Бедро Сета, пока его видно на северном небе, там пояс [звезд?], идущий к двум [рукоятям меча?] в форме большой бронзовой цепи. Это место, которое охраняет Исида в форме Бегемотицы».

Хапи

В квадратном дендерском зодиаке мы находим изображение Бегемота и Бедра и указанную в надписи цепь. Стоило бы выяснить, не соответствуют ли этой цепи какие-то линии звезд между главными звездами Дракона и Большой Медведицы.

Теперь давайте обратимся к сопутствующей мифологии. Мы видим, что астрономические идеи просматриваются очень отчетливо; также из надписей, датированных XVIII династией, мы узнаем, что египтяне в то время различали три восхода звезд. Восход на закате, восход в полночь и восход на рассвете. Плутарх говорит, что Бегемот был одной из форм Тифона, и миф о Хоре, так изумительно изложенный двадцать лет назад и проиллюстрированный Навиллем с помощью надписей из Эдфу, покажет, насколько важно это отождествление.

Дуамутеф

Навилль справедливо показал, как важно изучать мифы, чтобы глубже проникнуть в мысли и действия древних египтян. Мифология, как сказал Бунзен, — это один из полюсов существования любого народа; поэтому не следует пренебрегать благоприятной возможностью изучить астрономические основы одного из самых хорошо известных мифов.

Сначала немного о мифологии Хора. Как правило, для начала говорится, что Хор — это молодое (восходящее) солнце. Однако исследования показывают, что Хор был не только этим; египтяне очень любили обобщать.

Кебехсенуф

Если представить уже известные факты в одной таблице, мы увидим примерно такое положение дел:

Хор = солнце, планета или созвездие на восходе

Солнце Планеты Созвездия
Хор Марс как Хор-хути Орион северные созвездия
(Смеющийся Хор) Сах-Хор Сет-Хор
(Красный Хор)

Из таблицы видно, что, хотя египтяне, конечно, называли восходящее солнце Хором, в некоторых случаях Хором назывались также восходящие планеты и созвездия. Мы не встречаем случаев, когда бы отдельная восходящая звезда называлась Хором; эти звезды всегда считались богинями. Поэтому Хор, видимо, подразумевал созвездия, то есть группы восходящих звезд, а не отдельные звезды.

Так как северные созвездия обозначались именем Сета, бога тьмы, то Сет-Хор означает, что звезды в созвездии Дракона восходили на рассвете (во время восхода солнца). Это может объяснить смысл одной примечательной фигуры, которая заставила египтологов поломать голову. Это комбинация Хора и Сета — тело Хора с двумя головами, сокола и шакала.

Сет-Хор

Теперь перейдем к мифу. Навилль отправился в храм Эдфу за фактами потому, что в храмах позднего времени — а это один из них — надписи на стенах главным образом говорят о мифах и обрядах, тогда как надписи в храмах ранних династий в основном рассказывают о свершениях фараона. Когда мы начинаем читать историю, которую Навилль излагает перед нами, складывается мнение, что ее следует отнести к древнейшим временам, так как бога Хора — восходящее солнце — сопровождают Хор-шесу, солнцепоклонники или спутники Хора. Это почти доисторический народ даже в египетской истории. Де Руже, как я упоминал выше, относит их к «самой далекой древности». Возможно, это древние солнцепоклонники из тех времен, когда еще не было храмов солнца. Итак, в этом знаменитом мифе Хор в сопровождении и при помощи Хор-шесу бьется с Тифоном, богом тьмы, который убил его отца Осириса. Месть Хора за отца изображается в разных надписях и картинах храма в Эдфу. Что это за месть? Мы узнаем, что в этой схватке, мстя за Осириса, Хор изображается в лодке, он убивает бегемота десятью дротиками и в конечном итоге разрубает зверя на восемь кусков. На некоторых рельефах он убивает бегемота; на других, возможно по каким-то тотемным причинам, вместо бегемота крокодил, но то, что это именно крокодил, видно только по небольшому кусочку хвоста. Безусловно, отдельные крокодилопоклонники должны были счесть такое изложение сомнительным.

Во множестве надписей созвездия, олицетворяющие, как я говорил, бегемота, на самом деле изображены в виде крокодила или крокодила, стоящего на плечах бегемота, так что вполне очевидно, что крокодил и бегемот были вариантами; далее, очевидно, что бегемот попал в Египет вместе с племенем, у которого он был в качестве тотема, и это племя, по всей видимости, явилось издалека, с верховьев Нила, так как бегемоты никогда не водились в низовьях реки; значит, в мифе мы имеем дело с племенем бегемотопоклонников, которое, вероятно, явилось из региона, находящегося далеко на юге. Есть данные о местных египетских племенах, у которых крокодил был священным животным.

Иллюстрация из фиванской гробницы, изображающая связь между крокодилом и бегемотом, Хора, убивающего крокодила, и созвездие Бедра

Я думаю, что астрономический смысл этого мифа совершенно ясен. Надписи к одной из самых ранних иллюстраций говорят о Хоре, «великом боге, свете небес, господине Эдфу, ярком луче, который появляется на горизонте». Поэтому, насколько я понимаю, миф просто означает, что восходящее солнце уничтожает околополярные звезды. Эти звезды в ранних формах мифа предстают в форме либо крокодила, либо бегемота; разумеется, они исчезали (были убиты) на восходе. Хор, яркий луч на горизонте, побеждает, уничтожая крокодила и бегемота, представляющих силы тьмы.

Это самое общее утверждение. Я не сделал бы его, если бы не мог углубиться чуть дальше. Его правильность можно проверить астрономически, и это я намерен показать. На созвездия рядом с полюсом существенно влияет прецессия, потому что полюс постоянно меняется, и изменение видимого положения звезд около него очень быстро бросается в глаза. Примерно за 5 тысяч лет до н. э. звезды в созвездии Дракона были околополярными, и потому восходящее солнце могло уничтожить их (то есть они стали невидимы), как были уничтожены бегемоты в мифе; надо отметить, что в то время в созвездии Большой Медведицы (Бедра) была только одна околополярная звезда. Но за 2 тысячи лет до н. э. все звезды Большой Медведицы стали околополярными, а главные звезды созвездия Дракона, которые образовывали древнее созвездие Бегемота, всходили и заходили; поэтому, если есть доля истины в моем толковании мифа и если есть доля истины в идее, что миф очень древний и относится ко времени, когда созвездие Бегемота было действительно околополярным — 7 тысяч лет назад, — мы должны обнаружить, что, поскольку миф существовал в более поздние времена, речь уже не идет о Крокодиле или Бегемоте, потому что созвездие Дракона уже не является околополярным.

Хор и крокодилы

На самом деле в более поздние времена мы обнаруживаем, что Хор уничтожает уже не Бегемота или Крокодила, а Бедро Сета; а, как я уже говорил, за 2 тысячи лет до н. э. Бедро занимало точно такое же положение в небе относительно полюса, какое занимал Бегемот или Крокодил за 3 тысячи лет до того.

Итак, я думаю, можно утверждать, что этот миф астрономический с первого до последнего слова; он не менее, а вероятно, и более древний, чем думал Навилль, потому что он должен был возникнуть в период около 5000 года до н. э., иначе созвездие Бегемота в нем бы не фигурировало.

Хор и крокодилы

Разные изображения Хора на крокодилах связаны с вышеизложенным мифом.

Понятно, что если миф имеет астрономическое происхождение, то ничто не заставляет его ограничиваться одним Хором, олицетворяющим восходящее солнце; и мы находим, что в миф включается бог Птах.

Однако, хотя я утверждаю, что астрономический смысл мифа в том, что восходящее солнце убивает околополярные звезды, едва ли это последнее, что можно сказать. Он предполагает конфликт между приверженцами культа восходящего солнца и приверженцами культа околополярных звезд. Ниже я покажу, что астрономические данные указывают на существование двух таких различных народов и что спутников бога солнца в Эдфу нужно отличать от северных Хор-шесу.

Птах и крокодилы

Здесь мы можем закончить наш разговор о звездах, которые не восходят и не заходят на широте Египта или, скорее, не восходили и не заходили в рассмотренные нами эпохи.

Примечания

1. То есть звезды, которые никогда не заходят.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку