Материалы по истории астрономии

Заключение

Итак, наш краткий обзор донаучных космологических концепций завершен. Мы рассмотрели немалое число весьма разнообразных по характеру свидетельств и фактов. Знакомство с ними показывает, что богатство человеческой фантазии практически не ограничено. Какими только яркими и красочными деталями не украшают мифы картину мироздания! Но при всем многообразии систем, созданных различными народами, между ними много и такого, что позволяет объединять их вместе, как бы складывать из разрозненных фрагментов единую для всего древнего человечества картину вселенной.

О чем это говорит? В первую очередь о том, что духовная культура в своих главных чертах едина, развивается по общим для всех народов важнейшим законам. Это обстоятельство убедительно свидетельствует в пользу того, что не существует культур «избранных». Различия определены не умственным превосходством одних народов над другими: ведь человеческая мысль в своем познании окружающего мира движется хотя и с разной скоростью, но по одному и тому же магистральному пути.

В соответствии с этим один из наиболее важных выводов состоит в том, что картина мира самым непосредственным образом зависит от характера человеческого общества, создавшего ее. На ранних ступенях развития сознание отождествляет такие понятия, как «общество», «природа», «вселенная». Здесь возникает одна из архаичнейших концепций мироздания в образе животного. Следующий шаг — очеловечение вселенной. Постоянно преодолевая жесткую зависимость от природы, человек все более и более возвышается над ней. Соответственно, меняется его взгляд на космос, который отныне представляется ему в облике человека. Одновременно с этим, вселенная мыслится устроенной наподобие человеческого общества.

Архаичное сознание не в состоянии проанализировать этот процесс, и потому происходит обратное переосмысление: человек начинает думать, что не он «сотворил» вселенную по своему образу и подобию, а, напротив, сам он создан по космическому образцу.

И еще одно принципиально важное следствие. Как было сказано, религиозно-мифологическая картина мира есть отражение объективно существующих условий. А это значит, что с изменением этих условий она обязательно должна трансформироваться. Социальный прогресс, составляющий существо современной эпохи, являет собой надежный залог того, что религиозное мировоззрение, унаследовавшее многие свои элементы от далекого прошлого, с неизбежностью обречено уступить место мировоззрению научному, которое одно только в состоянии дать человеку достоверное знание об окружающей его вселенной.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку