Материалы по истории астрономии

Книга 1

Божественной силой стиха заставить спуститься на землю звезды — источник превратностей человеческой жизни и знание рока — рок есть промысел высшего разума; впервые заставить зеленые вершины лесов Геликона качнуться в такт священным гимнам иных земель, прежде неведомым — ты, Цезарь, принцепс, отец Отечества, правящий миром, послушным твоим августейшим законам, ты, достойный быть Богом на небесах, вдохновляешь меня и даешь силы для такого деяния. Ныне небо благосклонней к жаждущему познать его тайны и воспеть в стихах его достоинства. Лишь в мирные дни есть время для этого. Сколь радостно лететь чрез воздушное пространство, созерцая огромное небо, созвездия и противодвижущиеся планеты. Но этого мало: сколь радостней добраться до сути, постичь, как небо правит всем живущим на земле посредством созвездий и воспеть это знание в ритме, подсказанном Фебом1. На двух алтарях возжигаю огонь, в двух храмах приношу молитвы, одержимый двойной страстью — к стиху и к теме. Подчиню строгим законам поэзии мой рассказ об огромных пространствах вращающихся небес — вряд ли можно описать их свойства в прозе.

Боги позволили впервые людям познать небо. Ибо кто мог бы постичь его тайны, захоти небожители скрыть их? Кто, обладая лишь человеческим разумом, мог бы вознестись столь высоко, чтобы против воли богов, возомнив себя Богом, открыть пути звезд, пролегающие в небесной выси и под нижней стороной Земли и подчиненные своим законам? Ты, бог Киллены2, первым создал священную науку. Благодаря тебе нам открылось все небо; мы узнали звезды, названия и пути созвездий, их силу и могущество. И что гораздо шире откроется мир, если обращаться не к внешнему виду, а к самой сути вещей. И люди ощутили, в чем величие Бога. Природа сама раскрылась в первую очередь перед царями, которые, чистые духом, удостоились прикоснуться к вершинам небес — теми, что подчинили народы восточных земель, пересекаемых Евфратом и полноводным Нилом, где звезды скользят над городами темнокожих людей. Те, кто всю жизнь молились во храмах, жрецы, избранные доносить голос людей до слуха богов, постигли божественный промысел; их, непорочной мыслью поднявшихся до богов, сами боги посвятили в божественное знание. Они свершили великое дело, ибо постигли науку видеть в звездах вестников людских судеб. За долгие века упорным трудом они нашли способ сопоставить свой знак каждому периоду времени; как складывается жизнь у родившихся в тот или иной день, какому закону судьбы подчинен тот или иной час, сколь велики различия в судьбах, определяемые быстротечным моментом. После того как звезды вернулись на свои места, все особенности неба были учтены и понято влияние их в каждом случае на жизнь людей. Учась на опыте, идя подсказанным им путем и много размышляя, люди постигли тайный смысл законов звездного мира, поняли, что весь огромный мир движется согласно велению вечного разума и с помощью верных знаков определяет судьбы.

До этого люди жили в невежестве; бессмысленно взирали они на небеса, не понимая создания природы. Ошеломленно смотрели люди на новый свет в небе, оплакивали его исчезновение и радовались возвращению. Они не понимали причин появления Титана3, спугивающего звезды с небес, не знали, почему меняются дни и неодинаковы ночи, почему меняется длина тени, когда Солнце отступает или возвращается. Им не хватало мудрости, искушенность не сделала их искусными; земля лежала девственной под ногами не знавших земледелия; золото оставалось в глубинах неизведанных гор, и море, никем не потревоженное, скрывало наличие незнакомых миров, ибо люди не решались доверить жизнь глубинам, надежду — ветрам и удовлетворялись своим скудным знанием. Но долгие века обострили разум этих бедняг; борьба за жизнь сделала их изобретательными, судьба заставила каждого совершенствоваться, прилагая старания; затем они разделили меж собой труды, и каждый радостно делился своим опытом и трудился для общей пользы. Тогда их варварский язык обрел свои законы, земля стала обрабатываться и приносить разнообразные плоды; корабль-путешественник проник в девственные воды моря, связав меж собой прежде неведомые друг другу страны. Со временем совершенствовались ремесла, искусства войны и мира, всегда черпающие опыт друг в друге. Опуская вещи будничные, скажу, что люди научились понимать язык птиц, гадать по внутренностям4, заклинать змей, вызывать тени, беспокоить глубины Ахеронта5, превращать ночь в день, а день в ночь. Все побеждают усилия пытливого ума. Разум человеческий в стремлении познавать не ограничился тем, что было рядом, не ставил себе границ, пока не достиг неба и не ухватил суть вещей, смысл творений природы, где бы они ни находились. Он понял, почему тучи сотрясаются от громов, почему зимний снег мягче летнего града, почему извергаются вулканы и дрожит земная твердь, почему идут дожди и что движет ветрами, освободил душу от суеверного страха, вырвав грозу у Юпитера и отдав гром ветрам, а молнию тучам. Когда разум дал многому истинное объяснение, он рискнул подняться за границу воздуха, искать знаний в небе, постичь его целиком. Он дал форму и названия созвездиям, узнал, какими путями, согласно строгим законам, происходит их движение и как, по воле мирового божества, они влияют на изменчивость судеб.

Эта тема встает передо мной; никогда ранее в стихах не воспевался этот предмет. Да будет судьба благосклонна ко мне, да будет долгой и спокойной моя старость, дабы я мог заполнить эту пустоту и вести свой рассказ одинаково верно о большом и малом.

И, так как моя песнь спускается с неба и переходит к установлению законов судьбы на земле, я первым делом расскажу о природе и опишу облик мироздания. Считают, что мир не из чего не произошел, что у него нет исхода; он всегда был и будет без начала и конца6. Может быть, первозданный хаос7 в муках дал рождение Вселенной; распавшись на элементы и разродившись, тьма исчезла в мрачном аду. Или мир образовался, когда, после многих веков пребывания в состоянии инертной безликости, распался на мельчайшие частицы8, образовался почти из ничего и в ничто вернется когда-нибудь; или слепая, неживая материя дала жизнь Земле и небу; или мир создал огонь9, сверкающее пламя, сотворившее очи Вселенной, живущее во всем сущем, рождающее в небе изгибы молний; или он создан влагой10, без которой материя суха и жестка, влагой, уничтожающей даже разрушающий ее огонь; а может быть, не земля породила мир, не воздух, не влага: бог есть соединение свойств четырех элементов11, они сформировали сферу мироздания и нет смысла в дальнейших изысканиях, ибо эти четыре элемента создали все из себя; ни холодное, ни горячее, ни твердое, ни летучее, ни влажное, ни сухое, образовав гармонию противоположностей, творческий союз, высвобождающий полностью созидательную силу и животворящие свойства каждого элемента. Всегда останется непонятным уму, всегда будет вызывать споры то, что скрыто от нас и настолько превосходит разумение, божеское и человеческое. Однако все сходятся в том, что события, следующие за актом творения, более понятны; каждому элементу отводится своя роль. Легкий огонь поднялся к верхним границам эфира и создал пламенные стены и звездную крышу природы. Ниже его опустились воздушные бризы, сам воздух заполнил пустую середину мира. На третьем месте оказались воды; они растеклись и образовали океан, так что вода своим дыханием рождала пар, питающий воздух, а тот, находясь ближе к звездам, своим дыханием поддерживал огонь. На самом дне оказалась земля, принявшая из-за своей тяжести форму шара; постепенно песок и глина осаждались вниз, а влага поднималась на поверхность; шаг за шагом твердь отделялась от влаги, формируя землю, текучие пески превратились в долины, горы медленно поднялись из глубин, и так родился круглый мир, омываемый со всех сторон океаном12. Потому он стабилен, что все во Вселенной равно удалено от него, и, падая на него одинаково со всех сторон, не дает упасть ему, находящемуся внизу и в центре. (Так удары, наносимые изнутри, оказывая равное воздействие на стенки предмета, не сдвигают его с места.)

Если бы Земля не висела свободно в центре мира, заходящие звезды не могли бы огибать ее снизу; Феб, сев, никогда не достиг бы восхода; Луна не продолжала бы свой путь под горизонтом; Люцифер13 не осветил бы небо в предутренний час после того, как Геспер14 на заходе дарил свет Олимпу. Но, так как Земля не лежит на дне мира, а висит в его центре, небо свободно движется вокруг нее, опускаясь и поднимаясь. И я не могу поверить, что звезды являют взору свой восход лишь по воле случая, что мир так часто создается заново и заново каждый день рождается Феб; созвездия выглядят одинаково на протяжении веков; то же Солнце встает в той же части неба, Луна по тем же законам изменяет яркость и форму, и природа следует путями, проложенными ей самой, и не ошибается; день кружит вокруг Земли, являя себя то тем странам, то этим, то там, то тут возвещая тот же час, и всегда рассвет отступает перед идущим к востоку, а закат — перед идущим к западу; и, как и Солнце, небо восходит и опускается.

Но то, что Земля свободно висит в пространстве, не должно удивлять тебя: само пространство свободно парит, не опираясь ни на какой фундамент, что ясно из его кругового движения: легкокрылый Феб летит свободно — это доказывает его путь; Луна и звезды плывут сквозь пустоту Вселенной, и Земля с легким воздухом, следуя тем же законам, висит в пространстве. Итак, Земля находится в центре, окруженная воздухом и равноудаленная от всех частей мира, не плоского, а имеющего форму сферы, везде одинаково восходящего и заходящего. Такова форма природы: мир в круговом движении сообщает и звездам такую же округлую форму; Солнце кругло и круглая Луна, как мы видим; она напрасно ищет света, когда косые лучи не падают на все ее шаровидное тело. Такова форма, сохраняющаяся всегда, у нее нет ни конца, ни начала, она везде подобна и равна себе самой. Так и Земля, подобно Вселенной, имеет форму шара и, будучи самым тяжелым из небесных тел, занимает абсолютно центральное место.

Не отовсюду с Земли видны все созвездия. Ты не увидишь блеск Канопуса15, пока не прибудешь в Гелиакас16, переплыв море; те же, кто живет под лучами этой звезды, зря будут искать в небе Медведиц17: они обитают на нижней части Земли, и ее округлость скрывает картину неба. Об этом свидетельствуешь ты, Луна, своим круглым ликом, когда вдруг среди ночи исчезаешь в тени, оставляя мир в потемках, не одновременно сеешь смущение по всей Земле, но сначала оплакивают твой свет жители восточных стран, затем те, что живут под серединой неба18, затем жители заката сотрясают воздух шумом и громом19. Но если бы Земля была плоской, ты вставала бы однажды сразу для всех и все сразу оплакивали бы исчезновение твоего света. Поскольку же поверхность Земли слегка округла, Делия20 является разным странам поочередно, одновременно вставая и садясь, потому что она движется по дугообразному пути, вздымающемуся и опадающему, и восхождение ее соединено с нисхождением, когда она поднимается над одним горизонтом, опускаясь за другой.

Повсюду на Земле обитают бесчисленные племена людей, животных и птиц. Одни живут на севере, другие — в южных странах, и у нас под ногами то, что они видят у себя над головой; округлость Земли скрыта ее размерами, и любой путь есть одновременно путь наверх и вниз. И когда Солнце достигает нашего заката, там день пробуждает города от сна и свет призывает те земли к труду; мы же погружаемся в ночь и призываем сон. Море одновременно соединяет и разделяет эти миры.

Так великое здание Вселенной, основные ее элементы — воздух и огонь, земля и разливающиеся воды, части природы подвластны силе божественного духа. Священным жестом Бог приводит мир в согласие и правит согласно тайному принципу; он связывает все и вся в мире друг с другом, так что силы и свойства всех элементов складываются, преобразуются и проявляются в различных формах.

Теперь я в должном порядке расскажу о светлых созвездиях. Сперва речь пойдет о круге, наклонным поясом охватывающем мир посередине21; вдоль него движется Солнце, неся смену времен года; планеты прокладывают свой путь в направлении, обратном движению неба, мимо тех же созвездий; их ты «можешь сосчитать на ясном небе, и все они несут веления судьбы. Круг же в первую очередь соединяет вместе полушария неба.

Во главе созвездий летит златорунный Овен22; обернувшись, он смотрит на Тельца, встающего задом наперед, наклонив голову и шею. Телец зовет за собой Близнецов, за ними следует Рак, за Раком — Лев, за Львом—Дева. Затем Весы, равняющие день с ночью, ведут огненное созвездие Скорпиона; за его хвостом человек с телом лошади вечно целит стрелой в крылатую тварь. За ним следует Козерог, гибкий и стройный. За ним Водолей изливает из чаши реку и в ней весело плывут Рыбы. За ними, замыкая круг, следует Овен.

Там где небо поднимается к сияющим Медведицам, с его вершины взирающим на звездный мир, не знающим захода23 и почти не меняющим высоты, вращающим небо и звезды, в этом ледяном воздухе начинается бесплотная ось, соединяющая оба полюса. Это та середина, вокруг которой вращается мир летящих сквозь эфир звезд; сама же она, неподвижная, пролегает через пустоту огромного пространства, через пару Медведиц и Землю и держит на себе мировую сферу. Эта ось не состоит из тверди, не обладает тяжестью, достаточной для того, чтобы держать на себе Вселенную. Воздушное пространство пребывает в непрерывном вращении, и каждая часть движется туда, откуда начала свое движение, и то, что находится в середине, вокруг чего все кружится, столь нематериальное, что не может ни повернуться, ни наклониться, ни завращаться, мы называем осью: лишенная движения, она видит все летящим вокруг себя.

Вершина неба занята созвездиями, хорошо известными несчастным морякам, в поисках богатства пересекающим неведомые воды: свет этих звезд указывает им дорогу. Большая Медведица движется по большему кругу; ее отмечают семь равно ярких звезд, ведущих по морям парусники греков.

Меньшая, Синосура24, описывает меньший круг, уступая большей и в яркости и в величине. Но более верным проводником считают ее в Тиринфе25. Финикийцы также больше полагаются на нее, когда пересекают моря в поисках неведомых земель. Медведицы не смотрят в лицо друг другу: одна следует за другой и видит хвост предыдущей. Дракон разделяет и ограждает их, дабы они не встретились и не сошли со своих мест.

Между северной зоной и средней, где семь блуждающих звезд прокладывают свой путь противоположно26 двенадцати знакам, встают созвездия, совмещающие противоположные качества, близкие то к холоду, то к жару неба. И несхожесть и противоборство так организуют воздух, что плодородны делаются под ними поля людей. Около холодных Медведиц, цариц севера, стоит Коленопреклоненный27, один только и знающий, почему застыл в такой позе. Рядом с ним Арктофилакс, или Волопас, — не зря назвали его так в народе, ибо он как бы ведет перед собой упряжку пахотных быков28, а также звезду Арктур, сияющую под серединой его груди. С другой стороны летит светлая дуга Короны; по-разному светят ее звезды, и одна, средняя, затмевает остальные белым сиянием29. Корона блестит на небе в память о покинутой Ариадне30, а Лира, простершая ввысь свои стойки, отмеченные звездами, когда-то в руках Орфея31 зачаровывала все, чего достигала музыка, и песнью усмирила даже жителей ада. Тот, кого зовут Змееносцем, вечно силится разделить опутавшие его кольцами тела змей, навечно свитых тугой пружиной. Однако змеи извиваются и возвращаются, а руки борца скользят по ослабшим кольцам. Так вечно длится схватка между равными по силам противниками. Рядом находится Лебедь, которого сам Юпитер поместил в небе: птица одолжила Богу облик, в котором он, влюбленный, явился доверчивой Леде32, восхитив ее белоснежным своим оперением. Теперь он парит, раскинув звездные крылья. Вот созвездие, видом и движением похожее на стрелу. Вот взлетает ввысь птица великого Юпитера33, как бы несущая молнии и громы небесные, достойная Бога и неба, отвоеванного священным оружием. Вот из моря в небо поднимается Дельфин, краса и гордость того и другого, для обоих священный. Конь34 с яркой звездой в груди стремится обскакать его и достичь Андромеды, которую Персей спас силой оружия и с которой соединился в браке. Далее следует отмеченное тремя лампадами пространство, названное Дельтотон35 — треугольник с двумя равными и одной не равной стороной. Цефей и Кассиопея в горе смотрят на Андромеду, призванную погибнуть в огромных челюстях Морского Чудовища по вине матери, оплакивающей ее, прикованную к скалам на берегу36. Но Персей, и на небе верный своей любви, спасает ее, держа в руке ужасную голову Горгоны, спасительную для него и убийственную для того, кто на нее взглянет. Вот, касаясь ступнями Тельца, летит Возничий, старанием заслуживший имя и небо: его первым увидел Юпитер мчавшимся на колеснице за квадригой и взял на небо. За ним следуют Козлята — звезды, закрывающие море, и Коза37, знаменитая тем, что вскормила Царя небес. Вскормленный молоком ее вымени, он завоевал Олимп; дикое молоко дало ему силы, чтобы овладеть молнией и мощью грома. Поэтому Юпитер почтил ее, как подобает, — местом среди звезд, отплатив небом за небо.

Посмотри теперь на созвездия под дорогой Солнца38, скользящие над жаркими землями, на огни, чьи пути проходят между холодным знаком Козерога и нижним небом. Под ними лежит другая, неведомая нам часть Земли, непройденные нами царства, неизвестные народы; они согреты светом того же Солнца, хотя тени их направлены в противоположную сторону; на обращенном небе созвездия встают для них справа и заходят слева. Их небеса не меньше и не менее светлы, чем наши, не меньше звезд встает над их миром. Ни в чем другом они нам не уступают, и лишь одно светило дает нам абсолютное превосходство: Август, наша звезда, величайший податель законов, ныне на Земле, впоследствии — на Олимпе. Ближайший сосед Близнецов Орион раскинул руки в огромном небе и гигантскими шагами поднимается к звездам. На каждом плече его сияет по звезде, три звезды наклонным рядом обрисовали меч, три более слабые — поднятую ввысь голову (они не так ярки, но сияют выше других). Так он ведет созвездия в их движении вокруг мира. Ниже его мчится Собака39. Ни одна звезда не приходит к людям столь неистово и не заходит столь тяжело. Вот она встает среди страшного холода, вот оставляет мир сиянию Солнца. Так она движет мир из крайности в крайность и оказывает противоположные воздействия. Те, кто с крутых пиков Тавра наблюдают ее возвращение, по первому ее восходу судят о мере согласия и здоровья, погоде и урожае. Она начинает войны и восстанавливает мир, возвращаясь по-разному. Так она движется, смотрит, взглядом управляет миром. Верным знаком ее силы служат цвет и движение огня на ее лице. Вряд ли она меньше Солнца, только находится далеко, и холодный свет движется на ее синем лице. Она превосходит всех своих сестер; никогда более яркая звезда не поднималась на небо из океана и не возвращалась в его глубины. Вот Процион40 и быстрый Заяц; вот благородный Арго41, поднятый из моря, которое он некогда пересек, на небо, заслуженное тяжкими трудами, сделанный богом за службу богам. Рядом Гидра — ее звезды расположены так, что очерчивают ее скользкую спину. Далее блестят священная птица Феба42, любимая Вакхом Чаша и двутелый Центавр: сверху человек, в талии соединенный с конем. А вот храм самих небес. Тут сияет Жертвенник, принявший некогда жертвы от тех, кому суждено было победить. Тогда Гиганты, рожденные яростной Землей, устремились в огромное небо. Содрогнулись великие боги, и Юпитер призвал другого, высшего Юпитера, когда казалось, что сила его будет бессильна против вздыбившейся Земли, что природа перевернулась; горы, нагромождаясь на горы, почти достигли сияющих звезд, отступавших перед вооруженными гигантами, порожденными растерзанной ими матерью, — уродливыми существами с искаженными лицами и формами. Тогда боги не знали, может ли кто-то убить их, может ли найтись сила, превосходящая их силу. И тогда Юпитер воздвиг звездный Алтарь43, как величайший сияющий ныне. Кит44 выгибает чешуйчатую спину, высоко вздымает свитое спиралью тело и затем бьет животом, вытеснившим море из берегов, когда он появился, чтобы пожрать дочь Цефея, оставленную на прибрежных скалах. Затем Южная Рыба, в честь ветра получившая имя, встает с южной стороны. К ней примыкают Реки45, прокладывающие свой извилистый путь по звездным волнам: одна вытекает из урны Водолея, другая берет начало у отставленной вперед ноги Ориона; в середине они встречаются и смешивают свои воды.

Таковы созвездия, расположенные между дорогой Солнца и скрытыми Медведицами, где нижняя вершина оси стонет под тяжестью вращаемого ими мира. Эти звезды украшают ту часть Вселенной, которую древние назвали южной. Самые далекие звезды, всегда вращающиеся в нижней части небесного свода, поддерживая сияющий храм Вселенной, — те, что никогда не открываются нашему взору по мере смещения полюса, повторяют вид верхнего неба и рисунок его созвездий. Там можно видеть таких же смотрящих в противоположные стороны Медведиц и между ними Дракона, огибающего их; мы думаем, что тот, недоступный нашему взору круг неба вращается такими же созвездиями, так же, как поддерживается такой же вершиной оси46.

Итак, вот созвездия, разбросанные по необъятному эфиру и занимающие в небе соответствующие места. Не думай, однако, что все небесные фигуры четко очерчены, все их части равно ярко сияют и ни одна не отсутствует. Если бы все детали звездных картин горели одинаковым светом, мир не вынес бы такого пожара. Природа убрала из огненных фигур то, что было бы для нее непосильным грузом; достаточно, что она дала формы созвездий и отметила их определенными звездами, подсказывающими взгляду нужные очертания. Середину рисунка или края можно домыслить. Хорошо, что не все скрыто. Когда в середине пути полная луна наводняет мир своим светом, ярчайшие звезды бледнеют, более слабые исчезают, убегают безымянной чередой. Тогда созвездия пустеют и более не поражают нас своей яркостью и многочисленностью.

И, дабы ты мог лучше узнавать ясные созвездия, учти: они не меняют места захода и восхода; каждая звезда встает в отведенной ей точке, подчиняясь своему закону рождения и захода. И ничто так не поражает в этой мощи, как разумность и правящий всем строгий закон. Ничто ничему не мешает, ни одна, самая мельчайшая частица не движется сама по себе, вне общего порядка. Что может быть столь сложным и стройным одновременно?

Я не вижу более веского доказательства тому, что Вселенная движется согласно божественной воле; это есть сам Бог, а не прихоть случая, как проповедует тот, кто первым захотел построить здание Вселенной из мельчайших частиц47 и на них разложить его снова; он утверждал, что из этих частиц состоят море, Земля, звезды, небо и эфир, среди которого миры создаются и разрушаются, что всякая материя возвращается к своему первоначалу и меняет форму вещей. Но кто поверит, что такое произведение было создано без воли Божьей из мелких частиц по прихоти слепого случая? Если бы случайно был создан мир, случайность и управляла бы им. Почему тогда видим мы звезды следующими предназначенным им путем от восхода до заката, не задерживаясь, не устремляясь вперед? Почему зимой и летом ночи украшены соответственно теми же созвездиями и каждый день года приносит на небо свое и уносит свое, уходя? Уже тогда, когда греки разрушали Трою48, Медведицы и Орион двигались друг против друга — они, довольные своими малыми кругами, наверху, он — тем, что встает против них и обходит весь мир. Уже тогда темной ночью время определяли по знакомым звездам, по виду неба узнавали часы. Сколько с тех пор пало царств! Сколько пленено было народов! Как часто судьба, являясь в разных обличьях, дарила то рабство, то власть! К каким царским высотам вознесла она пепел Трои49, забыв о прошлом! И Грецию, в свой черед, постигла участь Азии. Как счесть века, как сказать, сколько раз Солнце прошло своей дорогой над освещенным миром? Все рожденное подвержено изменениям, и хотя земля не замечает этого, она со временем меняет свой вид. А Вселенная, сохраняя все свои элементы, остается неизменной, не увеличиваясь и не уменьшаясь; ничто не теряется при движении, не устает от бега. Вселенная всегда будет такой, какой всегда была. Иной ее не видели предки, иной не увидят потомки. Это Бог, неизменный в веках. Никогда Солнце, отклонившись от своего пути, не приблизится к Медведицам, не сядет на востоке, не принесет утро из западных земель; Луна не превысит свою дозу света и будет соблюдать череду роста и убывания, пространство тяжестью не упадет на Землю, а будет вращаться на том же расстоянии, с той же скоростью. И это есть воля не случая, но Великого Божества.

Таковы, следовательно, созвездия, идущие сходным путем и украшающие небо различными узорами. Выше их нет ничего; они — крыша мира; общий дом природы имеет тут пределы, коими довольствуется. Внутри этого дома лежат и земли и моря. Созвездия движутся согласным курсом, восходя и садясь вместе с небом. Однако есть звезды, идущие в противоположном направлении между небом и землей: Сатурн, Юпитер, Марс и Солнце, под ними Венера и Меркурий, летящий между ней и Луной.

Как велико небесное пространство, как далеко находится очерченный двенадцатью знаками предел мира, подсказывает разум, перед которым бессильны пределы и темные тайники огромной Вселенной; он все покоряет и проникает в самые небеса. Расстояние же от Земли до пояса созвездий равно протяженности двух созвездий: когда круг пересекается посередине, полученная линия немного не достигнет длины трети окружности, т. е. высшая точка неба на длину дважды двух знаков50 отстоит от низшей, что составляет третью часть пояса созвездий. А так как Земля находится в середине мира, она на два созвездия отстоит от его вершины и на два от нижней точки. И куда бы ни направил ты взгляд — прямо вверх или вниз, расстояние между тобой и небом равно протяженности двух созвездий. Шесть таких величин составляют круг, по которому дважды шесть знаков Зодиака движутся, занимая равные участки неба; и не удивительно, что судьбы рожденных под одним и тем же знаком оказываются столь различны: каждый занимает большое пространство и движется долго, так что шесть знаков встают в течение дня и столько же ночью покидают море.

Остается рассказать об участках неба и линиях, которые через определенные интервалы опоясывают его, — сквозь них пролегают огненные пути созвездий.

Первым опоясывает эфир круг, поддерживающий сияющих Медведиц51. Он отстоит на полные шесть градусов52 от полюса. Второй проходит через крайние звезды Рака53, где Феб останавливается, когда светлые дни перестают удлиняться, и стоит, посылая лучи по длинным путям; от летнего жара и середины лета он получил название летнего, взяв имя времени года; своим теплом он отмечает северный предел полета Солнца и на пять градусов отстоит от северного круга. Третий круг проходит в середине неба54, охватывая его гигантским поясом, и видит по полюсу с каждой стороны. Здесь солнечный свет делит день и ночь на равные часы и смешивает весну и осень55, находясь на равных расстояниях от обеих вершин неба. Этот круг на четыре градуса отстоит от летнего. Далее, зимний круг56, указывающий предел зимнего удаления Солнца, когда оно, отступив, идет по меньшей дуге, даря нам скудный свет косых лучей хотя землям, над которыми оно проходит, оно дает яркий и долгий свет, и продолженный раскаленным жаром день едва имеет конец. Этот круг отстоит на дважды два градуса от срединного пояса. Еще один круг охватывает область противоположного полюса и южных Медведиц57. Он также отстоит на пять градусов от зимнего круга и от нижнего полюса — на столько, на сколько первый круг отступает от нашего. Полюс от полюса отстоит на тридцать градусов, дважды столько составляет окружность неба, опоясанного пятью кругами, соответствующими временам года. Они вращаются вместе с небом по наклонным путям, вместе всходят и заходят, чертя линии в высоком небе сообразно его движению, всегда находясь на равном расстоянии друг от друга, сохраняя назначенные им место и роль.

Два круга, идущие от полюса к полюсу58, пересекают друг друга, а также те, о которых я рассказал; проведенные через ось, они встречаются на полюсах и разделяют небо и пояс созвездий на четыре равные части, а год — на четыре сезона с равным количеством месяцев в каждом. Один круг опускается с вершины неба, проходит по хвосту Дракона, разделяет Медведиц, пересекает коромысло Весов (или середину Клешней), край Гидры и середину Центавра, спускается к нижнему полюсу и снова поднимается в небо по чешуйчатой спине Кита, отмечает границу светлого Овна и ясного Треугольника, касается нижнего края Андромеды, ног ее матери и, возвращаясь к своему началу, доходит до полюса. Другой круг, пересекая первый на полюсе, проходит через передние лапы Медведицы, первой после захода солнца являющей свои семь звезд черноте ночи, разделяет Близнецов и Рака, рассекает огненное лицо Собаки и руль Корабля59, покорившего океан, касается скрытого полюса, пересекая первый круг под прямым углом, и на обратном пути касается тебя, Козерог, твоих звезд, Орел, минует перевернутую Лиру, кольца Дракона и передние лапы Синосуры и, пройдя перпендикулярно ее соседствующему с полюсом хвосту, замыкается, возвращаясь туда, откуда ушел.

Так навечно определяют сезоны эти круги, неподвижные среди звезд; двум другим даны крылья. Один, идя с вершины мира через Большую Медведицу, разделяет пополам небо и день60, определяет шестой час и держит на равном от себя расстоянии восход и закат. Его положение среди звезд не постоянно: идущий на восток ли, на запад, видит над головой тот же круг, делящий небо пополам, проходящий через точку полудня. Меняя место, ты меняешь небо и время, а у другого другая середина. Часы летят вокруг мира. Там, где Солнце раньше всего встает из океана, шесть часов наступит в этот момент, ибо та земля лежит под золотым светилом; на западе будет шесть часов, когда на востоке солнце будет садиться. Эти шестые часы мы зовем первым и последним часом дня, когда чувствуем холод от того, что светило от нас далеко61. Если хочешь увидеть линию второго круга, оглянись вокруг себя: там, где низ неба и верх Земли сходятся так, что ничего нет между ними, где звезды встают и погружаются в море, этот круг опоясывает мир62. Его линия также летит по небу, то проходя по середине мира и жаркой зоне, то приближаясь к не знающим захода семи звездам; и куда бы ни ступала нога путника, в любом краю земли он снова увидит свой круг, движущийся вместе с ним. Он откроет одну половину неба и скроет другую, проведя изменчивую границу, движущуюся вместе со взглядом. (Этот круг должен считаться земным: он опоясывает землю и ограничивает пределы видимого мира, за что назван «горизонт» — ограничивающий.)

Прибавь также наклонные пересекающиеся круги: один состоит из высоких созвездий, среди коих движутся Солнце — владыка сезонов, вслед за ним — путешественница Делия63 и пять планет идут против движения неба путем, указанным им природой. В вершине этого круга находится Рак, внизу — Козерог; дважды, в знаках Овна и Весов, его пересекает круг равных дня и ночи. Так как этот пояс проходит через три круга, строгость его линии скрыта наклонностью его пути. Он не скрыт от глаз, как другие, видимые лишь разуму: он сверкает, как охватывающая мир звездная перевязь, украшая его своей красотой. (В длину он насчитывает трижды двадцать и триста градусов64, в ширину — дважды шесть65 и вмещает пути блуждающих светил.)

Другой круг66, пересекающий первый, поднимается к Медведицам и поворачивает, немного не дойдя до северного круга. Пройдя через перевернутую Кассиопею, он наклонно спускается к Лебедю, пересекает границу лета, гордого Орла, круг равных дня и ночи, путь коней Солнца между горящим хвостом Скорпиона и левой рукой Стрельца со стрелой; затем его поток касается копыт и ног Центавра и снова поднимается в небо, задевая нижний край созвездия Близнецов, проходит корму Арго, срединный круг неба, задевает нижний край созвездия Близнецов, пересекает нижнюю часть Персея и кончается там, где начинался. Три срединных круга67 пересекает он в двух местах, как и пояс созвездий и самого себя. Его не надо искать: он сам притягивает взор и невольно привлекает внимание. Он пролегает светлой белизной на ночном небе, как бы возвращая ему дневной свет; так на зеленом поле белеет след проезжающей по нему каждый раз колесницы; так море седеет за кормой корабля, когда пенной лентой поднимаются на поверхность воды из глубин, так белеет этот круг в черноте неба, светоносным поясом охватывая темный мир. Как сквозь тучи прочерчивает радуга свою дугу, и ее свет проходит по куполу неба и притягивает взоры людей. Ибо этот рассекающий тьму ночи свет заставляет ум человеческий вопрошать о божественном: может быть, здание Вселенной раскалывается на части и в образовывающуюся трещину проникает новый свет68; каких страхов не испытывает человек, глядя на поврежденные небеса? Может быть, небо смыкается, и там, где сходятся края полусфер69, возникает странный шрам, шов, заполняющийся ставшим плотной субстанцией воздухом, скрепляющим основы высоких небес. Или более верно, что в древние времена кони Солнца мчались другой дорогой70, по иному пути? За долгие века выжженные звезды потеряли свой цвет, а темно-синее не-бо покрылось пеплом? Из древности дошел до нас рассказ о Фаэтоне71, пролетевшем по небу в колеснице отца; в восторге глядя на непривычную картину небес вблизи и по-детски радуясь, он гнал вперед колесницу, стараясь превзойти отца, и сбился с пути, и непокорные кони понеслись непривычной дорогой; неприспособленные созвездия не смогли противостоять жару заблудившегося огня и весу колесницы, потерявшей управление. Что ж странного, что небеса запылали и Земля превратилась в сплошной костер, горевший в каждом городе? Когда осколки разлетевшейся колесницы разлетелись в разные стороны, небо раскалилось добела. Ныне звезды хранят на себе следы того древнего пожара, являя взору последствия случившейся в небе беды. Не стану скрывать и другое старое предание, не столь ужасное72: однажды из белоснежной груди царицы богов излился поток молока и оставил свой цвет на небе; это место зовут млечным: название объясняет происхождение. Или плотная толпа звезд соединила тут свой свет, и он тем более ярок, что происходит от соединения многих светил?73 Или души героев, освободившись от тел и покинув Землю, поднимаются ввысь и на небе, которого они достойны, живут в веках?74 Если так, тут мы почитаем потомков Аэта, сыновей Атрея; воинственного Диомеда — уроженца Итаки, победителя на Земле и на море; завоевателя природы, Пилийца, трижды почтенного старца, других греческих вождей, сражавшихся у Трои75, Гектора76, оплот и славу илийской расы, сумеречного сына Авроры77 и того, кто посохом Громовержца правил Ликией78. Не дай мне забыть тебя, дева Марса79, и других царей, посланных Фракией80, жителей Азии и Величайшего, величие Пеллы81. И мудрых мужей, сильных разумом и суждением, проникших в суть вещей: гордый Солон82, решительный Ликург83, вдохновенный Платон и тот, его достойный, чье осуждение стало осуждением Афин84; завоевателя Персии, чей флот покрыл собой море85. И воины Рима — их больше других в небесной выси: цари, кроме Тарквиния86, братья Горации87, целый строй воинов, единовременно рожденный, Сцевола88, возвеличенный благодаря искалеченной руке; Клелия89, дева более чем мужского мужества; Коклес90, несущий, как герб, защищенную им стену Рима; Корвин91, получивший добычу и имя от птицы, прячущей под оперением золото Феба; Камилл92, заслуживший небо спасением Юпитера и Рима; Брут93, основатель города, спасенного от царя; Папирий94, отомстивший за предательство в битве; Фабриций и Курий вместе95, Марцелл, третьим удостоенный пальмовой ветви; Косс96, прежде него отнявший добычу у убитого им царя; Деции97, соперничавшие в самопожертвовании и равные в славе; Фабий98, ставший непобедимым благодаря промедлению; Ливий — товарищ Нерона99 в войне с беспощадным Гасдрубалом100; вожди Сципиона, решившего судьбу Карфагена, и Помпей, завоеватель мира, трижды триумфатор, раньше срока ставший первым гражданином; Цицерон, ставший консулом благодаря ораторскому искусству; великая семья Клавдиев101; вожди дома Эмилиев102; славные Метеллы103 и Катон104, победитель Фортуны, и Агриппа105, свою судьбу сделавший силой оружия, и Юлии, считавшие себя потомками Венеры. С неба сошедший Август вернется однажды на небо и разделит созвездие с Громовержцем, и пребудет рядом с великим Квирином106, как новое благое божество, в эфире более высоком, чем сияющий круг. Там место богов и тех, равных богам, добродетелями своими достигших божественных высот.

Прежде чем по законам поэзии рассказать о влиянии звезд и воздействии на судьбу созвездий, я дополню картину мира, поведав о светилах, повсюду являющих свой блеск, достойный особого внимания. Это редко встающие над миром огни, быстрые и скоротечные. Время от времени, в преддверии больших событий, яркое пламя вдруг загоралось в воздухе и кометы107 рождались к жизни, а затем исчезали. Может быть, земля выдыхает особые испарения и сухость этого дыхания усиливает сухость воздуха; когда долго нет облаков и погода ясна, воздух становится сухим и горячим под лучами солнца; тогда огонь опускается, охватывает подходящую субстанцию, и пламя овладевает тем, что соответствует его природе. А так как это не тяжелые тела, а летучие элементы, подобные легкому дыму, все происходит быстро и пожар угасает, едва вспыхнув: кометы исчезают, не успев воссиять. Если бы они горели дольше, ночь была бы подобна дню, и солнце, вернувшись, застало бы мир глубоко спящим. Более того, так как сухие испарения покидают землю и воспламеняются, не имея определенной формы, разные формы имеют и зажженные ими огни, вспыхивающие к жизни, прорезая тьму. Иногда, словно длинные косы летят за головой человека, огонь принимает форму волос, и его гибкие блестящие струи подобны распущенным локонам. Иногда косы рассыпаются и сменяются шаром, похожим на всклокоченную огненную бороду; иногда очертания комет напоминают своими пропорциями прямоугольную балку, иногда закругленную колонну. Бывает, что пламя комет похоже на раздутый огненный бочонок с далеко отстоящими утолщениями, или оно собирается в компактные круги, а мигающий свет их напоминает косматые подбородки маленьких козлят. Из них могут рождаться факелы, разливающие несколько огненных струй. Есть также падающие звезды, оставляющие тонкие огненные дорожки. Их видят везде, как блуждающие огни, рождающиеся в ясном воздухе и исчезающие вдали, точно крылатые стрелы, чертящие узкую тропку в вышине. Огонь может жить во многих местах: он обитает в тяжелых тучах, рождает молнии, проникает в глубь Земли и из недр Этны угрожает небу; жар живет в самой глубине источников, в твердом кремне; он проявляется в дереве, когда трущиеся друг о друга куски его вдруг загораются. Вся природа полна огня. Не удивляйся же, что небо вдруг прорезается огнем, в воздухе сверкают молнии, взращенные сухим дыханием земли, что летящие огни появляются и исчезают, раз ты видишь, как молния вспыхивает в грозовой туче, заставляя землю содрогаться от ударов грома. Может быть, это есть принцип Земли — поставлять пищу летящим огням, из которых рождаются кометы; может быть, природа создает их тусклыми, светящими лишь блеклым светом, но Солнце своим всесильным жаром наполняет кометы, притянув их к себе, затем отпускает; именно так случается с Меркурием и Венерой, когда она, опускаясь, приводит на Землю ночь, исчезает из виду и затем появляется снова. Может быть, боги из сострадания подают людям знак будущей беды, зажигая в небе пожар, ибо никогда не загоралось оно без причины. И пахарь, лишенный надежды, плачет над погибшим полем, ослабший крестьянин напрасно погоняет меж сухих борозд свою упряжку. Или тяжкие недуги изнуряют тела людей; загорается погребальное пламя, сжигает поселения, прогоняет объятых ужасом людей, а похоронные обряды наполняют города светом костров108. Такая чума свирепствовала среди народа Ерифтея109 в Афинах, и люди в мирное время гибли, как на поле брани: мертвые падали на мертвых и не было места искусству лекаря. Не помогали молитвы. Долг отступил перед болезнью, и не осталось никого, кто похоронил и оплакал бы мертвых. Ослабший огонь не имел сил делать свое дело, и тела ложились на тела. И едва ли сохранились потомки народа, некогда столь многочисленного. Такие беды часто предрекают сияющие кометы. Гибель приходит с этими небесными факелами, и небо и природа, испуганные, кажется, обречены разделить могилу с людьми. Эти огни пылали, когда поднялись и взялись за оружие мятежные толпы; так случилось не столь давно в чужих землях, когда, изменив клятве, германские варвары разгромили войско Варры110 и обагрили землю кровью трех легионов. Тогда грозное пламя повсюду сверкало в небе. Сама природа вела войну огнем, направляя свои силы против нас и угрожая нам разрушением. Не удивляйся страшным катастрофам, уничтожающим творения людей: вина за них лежит на нас самих. Нам не хватает разума, чтобы поверить небу. Кометы также предрекают гражданские войны и братоубийства. Никогда небо не пылало так, как когда проклятые силы кровавых заговорщиков111 наполнили равнины Филипп112, и на песке, не просохшем от крови, римские легионы расположились на костях недавно павших. Воины империи сражались между собой, но победил Август, отец отечества. Однако то был не конец: предстояла еще война за наследство в Аттике, когда ставкой стала судьба мира, и правитель неба определился на море. На чашу весов легла судьба Рима, которому угрожало ярмо женщины и молния столкнулась с посохом Изиды113. Были битвы с рабами и дезертирами, когда сын поднял оружие врагов отца, отцом защищенное море захватил Помпей114. Да удовлетворится этим судьба! Да прекратятся войны и, связанные адамантовыми путами, пребудут вечно в темнице! Да будет непобедим отец отечества и Рим под его властью, дав небу Бога, да не лишатся его на земле!

Комментариии

1. Феб — одно из имен Аполлона. Когда Аполлон был отождествлен с Солнцем, имя Феб стало одним из названий Солнца.

2. Бог Киллены — Меркурий, отождествленный с греческим Гермесом, сыном Зевса и Майи (дочери титана Атланта), рожденный на аркадской горе Киллене. Фрии, три крылатые девы, живущие на Парнасе, обучили его искусству пророчества. Зевс сделал его глашатаем богов. Бог Киллены — покровитель странников, торговли, ремесла, дорог, острого и мудрого слова, изобретений и открытий, отождествленный с египетским богом мудрости, счета и письма — Тотом. Считалось, что он обучил древних ученых-жрецов многим наукам, в том числе астрологии, давая им откровения, якобы на основе которых впоследствии составлялись так называемые герметические, тайные трактаты, где речь шла об устройстве мироздания и взаимосвязи всего сущего, например звезд и планет с минералами, растениями, судьбами людей.

3. Титан — здесь Солнце. Вообще титаны — древнейшие боги.

4. Речь идет об исконно римской форме гадания по полету, крику и клекету птиц, более древней, чем сам город Рим. Легенда называет авгуром уже Ромула. Гадание по внутренностям осуществлялось гаруспиками, жрецами этрусской школы. Искусство гадания по внутренностям было развито также в Вавилоне.

5. Ахеронт — одна из рек подземного царства.

6. Мир не имеет ни начала, ни конца — идея Ксенофана, современника Пифагора и Анаксимандра (примерно 580—480 гг. до н. э.), создателя элеатской философской школы, названной так по названию города Элея, где ученый жил и работал.

7. Мир рожден из хаоса — версия Гесиода, одного из древнейших греческих поэтов (ок. I Олимпиады, т. е. 776 г. до н. э.), изложенная в его поэмах «Гигантомахия» и «Труды и дни». В первой речь идет о сотворении мира, смене поколений богов, о борьбе богов с рожденными Землей чудовищами-гигантами, космосе под властью Зевса (римского Юпитера), воссоздании мира после хаоса, привнесенного войной между силами природы. В этой поэме прослеживается множество аналогий с космологическими поэмами Востока. Вторая поэма «Труды и дни» посвящена сельскохозяйственным работам и определению времени их начала и завершения по восходу тех или иных звезд и созвездий.

8. Мир сложен из малых частиц — теория Левкиппа — Демокрита. Левкипп (ок. 500 г. до н. э.) — автор атомистического учения, развитого его знаменитым учеником Демокритом (460—361 гг. до н. э.).

9. Мир состоит из огня — версия Гераклита Эфесского (VI в. до н. э.).

10. Мир состоит из воды — мысль, высказанная Фалесом Милетским (конец VII — начало VI в. до н. э.), считающимся одним из родоначальников греческой математики. Ему приписывалось предсказание солнечного затмения в 185 г. до н. э. Рассказывали, что астрономия настолько увлекала Фалеса, что однажды он, поглощенный созерцанием неба, свалился в колодец.

11. Мир слагается из четырех элементов (земля, вода, воздух, огонь) — мнение Эмпидокла из Агригента (ок. 481—425 гг. до н. э.) — философа, поэта, врача, одного из создателей учения о четырех фундаментальных элементах Вселенной, ставшего основой естественнонаучного мировоззрения античного мира и оказавшего огромное влияние на всю последующую философию вплоть до средневековой.

12. Речь идет о теории формирования Вселенной, разработанной стоиками, к. которым, несомненно, принадлежал и сам Манилий.

13. Люцифер — утренняя звезда. Этим названием обозначали любое яркое светило, видимое на утреннем небе, затем — Венеру утреннюю.

14. Геспер — вечерняя звезда, или любое яркое светило, видимое на вечернем, небе.

15. Канопус — самая яркая звезда в созвездии Арго.

16. Гелиакас — имеется в виду Родос.

17. «...зря будут искать в небе Медведиц...» — речь идет о жителях Южного полушария.

18. «...под серединой неба...» — живущие «посередине» между востоком и западом. Хотя в дальнейшем Манилий говорит, что «восход отступает перед идущим к востоку, а закат — перед идущим к западу», т. е. прекрасно знает, сколь относительны эти понятия, здесь он, видимо, придерживаясь каких-то архаичных канонов, употребляет эти выражения для большей ясности изложения.

19. Имеются в виду примитивные верования, согласно которым причина затмений Луны — это заклинания злых чародеев. Шум и гром должны помешать Луне слышать эти заклинания и освободить ее от чар.

20. Делия — Луна (Луна — Диана была отождествлена с греческой Артемидой, рожденной на острове Делос).

21. Речь идет о Зодиаке.

22. Архаический римский год начинался в весеннее равноденствие, когда Солнце находилось в Овне.

23. Имеется в виду Северный полюс, который находился во времена Манилия в созвездии Малой Медведицы. В настоящее время занимает несколько другое положение в пределах того же созвездия. Это созвездие не заходит за горизонт (для жителей Северного полушария), начиная с широты примерно 30°. Созвездие Большой Медведицы, точнее, ее главную, особо выделяемую часть — Большой Ковш, можно наблюдать круглый год на широте выше 40°.

24. Синосура (греч. Киносура) — Малая Медведица. Киносура — нимфа горы Иды, кормилица Зевса была им помещена на небо в образе медведицы.

25. Тиринф — один из центров микенского времени на территории Греции (XVI—XIII вв. до н. э.).

26. Здесь говорится о видимом смещении Солнца, Луны и планет с запада на восток.

27. Коленопреклоненный — современное созвездие Геркулеса.

28. Упряжка пахотных быков — это созвездия Большой и Малой Медведиц, которые назывались у римлян «Семь быков» (септентрионес), или «Повозка» (куррус). Наличие у этих созвездий латинского названия позволяет считать, что римляне выделяли их и хорошо знали с древнейших времен.

29. Ярчайшая звезда Северной Короны — Гемма.

30. Ариадна — кносская царевна, дочь царя Миноса, полюбившая греческого героя Тесея, которому предстояло сразиться с полубыком-получеловеком Минотавром, жившим в знаменитом Лабиринте — дворце с множеством запутанных коридоров, из которых нельзя было выбраться. Ариадна дала Тесею клубок, и с его помощью Тесей, победив Минотавра, вышел из Лабиринта. Ариадна бежала на корабле с Тесеем, но он покинул ее у острова Наксос. Влюбленный в Ариадну Дионис похитил ее и сделал своей супругой. Во время свадьбы боги подарили ей сделанный кузнецом Гефестом венец, который и ныне сияет на небе.

31. Орфей — легендарный певец, уговоривший с помощью своей волшебной музыки царя подземного царства Аида отпустить на землю его умершую жену Эвридику.

32. Леда — мать Елены Прекрасной и близнецов Диоскуров: Кастора и Полидевка (Поллукса), ставших созвездием Близнецов.

33. Птица Юпитера — орел, ставший созвездием Орла.

34. Конь — Пегас.

35. Дельтотон — созвездие Треугольника, своим видом похожее на заглавную греческую букву «дельта».

36. Имеется в виду миф об Андромеде, часть которого подробно изложена в пятой книге Манилия.

37. Козлята — две звезды в современном созвездии Возничего. Коза — современная Капелла, ярчайшая звезда этого созвездия. Капелла — это Амалтея, вскормившая Юпитера, за что он и взял ее на небо.

38. Дорога Солнца — Зодиак.

39. Caus major — Большой Пес.

40. Процион (греч. «прокион») означает «впереди собаки» — самая яркая звезда созвездия Малого Пса, встает незадолго до восхода Сириуса, римское название которого Каникула. Сириус — ярчайшая звезда созвездия Большого Пса и вообще всего неба. Ее утренний восход приходится на самое жаркое время года (отсюда слово «каникулы» — летний отдых); ее вечерний заход имеет место весной. Лучше всего она видна зимой (почему и говорят «собачий холод»).

41. Арго — легендарный корабль, на котором многие греческие герои во главе с сыном свергнутого царя Иолка Ясоном совершили путешествие в Колхиду за золотым руном, на котором когда-то бежали от козней злой мачехи дети богини Нефелы и беотийского царя Афаманта — Фрикс и Гелла. Гелла, по легенде, упала по дороге в море, названное в память о ней Геллеспонт (совр, пролив Дарданеллы). Фрике же достиг Колхиды. Аргонавты испытали множество приключений. В частности, они проплыли между сходящимися и расходящимися скалами Симплегадами, расположенными у слияния Босфора и Черного моря (Понта Эвксинского). Когда скалы расходились, вода бурным потоком устремлялась навстречу Арго, но кормчий Тифий сумел преодолеть течение, и скалы лишь слегка задели корму корабля, после чего навсегда остановились. Аргонавты добрались до Колхиды, где правил царь Ээт, отнюдь не желавший отдавать им свое главное сокровище — золотое руно. Но дочь царя, волшебница Медея, полюбив Ясона, помогла ему справиться с предложенными царем испытаниями. Он сумел вспахать поле плугом, запряженным огнедышащими быками и засеять его зубами дракона, из которых выросли воины. Воины должны были убить Ясона, но тот бросил в них камень и спрятался. Воины перебили друг друга, а Ясон добил немногих уцелевших. Медея усыпила волшебством змея, сторожившего золотое руно, и Ясон овладел им, после чего он и его товарищи, взяв с собой Медею, уплыли из Колхиды. По дороге домой аргонавты с согласия Медеи убили посланного в погоню брата Медеи Апсирта (по другому варианту мифа Медея сама убила его). Чтобы лишить Ээта права требовать возвращения дочери, Ясон вступил с Медеей в брак. Вернувшись после многих приключений домой, аргонавты узнали, что царь Иолка Пелей убил отца и брата Ясона. Желая отомстить, Медея дала дочери Пелея особую одежду, которая якобы должна была вернуть царю молодость. Но царь, надев эту одежду, сгорел. За это Медея и Ясон были изгнаны из Иолка и нашли пристанище в Коринфе. У них родилось двое сыновей, но честолюбивый Ясон бросил Медею и решил жениться на дочери коринфского царя — Главке. Тогда Медея послала ей свадебное платье, пропитанное ядом. Надев его, Главка заживо сгорела. Медея же, убив своих детей, бежала на колеснице, запряженной крылатыми драконами. Ясон погиб под обломками обветшавшего Арго.

42. Священная птица Феба — Ворон. Когда сын Земли и Мрака змееногий Тифон напал на богов, они приняли облик различных птиц и животных. Феб стал вороном, Венера и ее сын Эрос превратились в рыб, бросившись в реку Евфрат, козлоногий Пан (вариант — Дионис, превратившийся в козла), бросившись в реку, обрел рыбий хвост. В память об этих событиях на небе появились соответственно созвездия Ворона, Рыб, Козерога.

43. Созвездие Жертвенник.

44. Кит — мифическое чудовище с телом рыбы и пастью зверя, явившееся, чтобы поглотить Андромеду.

45. Одна из рек (совр. созвездие Эридан) начинается чуть севернее ноги Ориона и отмечена звездой Ригель. Реки, текущей из урны Водолея, на современной карте звездного неба нет.

46. Здесь предполагается симметрия южной и северной приполярных областей.

47. «...кто первым захотел построить здание Вселенной из мельчайших частиц...» — имеется в виду Эпикур (ок. 432—270 гг. до н. э.) — выдающийся философ. По его мнению, Вселенная являет собой случайную комбинацию атомов — мельчайших, неделимых, но обладающих тяжестью частиц.

48. Легендарная дата разрушения Трои 1184 г. до н. э.

49. Римская традиция считала основателями Рима потомков Энея — Ромула и Рэма. Сам Эней был одним из троянских вождей. По велению своей матери Афродиты (Венеры) он покинул горящую Трою вместе со своим старым отцом и изображениями троянских святынь. После долгих скитаний он прибыл в Италию, где женился на дочери царя латинов Лавинии. Таким образом, Троя как бы возродилась в образе Рима, завоевавшего мир.

50. Длина окружности равна ее диаметру, умноженному на число, чуть большее 3 (примерно равное 3,14).

51. Северный полярный круг.

52. Здесь и далее Манилий пользуется системой Евдокса, в которой окружность делится на 60, а не на 360 равных частей. Евдокс (конец V — начало IV в. до н. э.) — греческий математик, физик, астроном.

53. Тропик Рака.

54. Небесный экватор.

55. Вероятно, имеется в виду тот факт, что в Южном полушарии весна наступает тогда, когда в Северном начинается осень. Сентябрьское равноденствие будет, следовательно, в Южном полушарии весенним, мартовское — осенним. На самой границе между полушариями разницы нет.

56. Зимний круг — тропик Козерога.

57. Речь идет о Южном полярном круге.

58. Имеются в виду колюры.

59. Собака — Большой Пес. Корабль — Арго.

60. Местный меридиан — большой круг небесной сферы, проходящий через полюса и зенит наблюдателя.

61. Имеется в виду часть переменной длины (показываемый солнечными часами). Древние считали, что между восходом Солнца и его закатом, а также между его закатом и восходом проходит 12 часов, независимо от времени года.

62. Горизонт.

63. См. комм. 20.

64. Здесь и далее Манилий пользуется делением окружности на 360 частей, т. е. современных градусов.

65. Сложные числа обозначаются у Манилия так, как если бы он давал способ их нахождения: дважды шесть есть двенадцать. Так же устроены римские цифры: 21 = XXI = 10 + 10 + 1.

66. Млечный путь.

67. Тропики и экватор.

68. Объяснение происхождения Млечного пути, данное Теофрастом (конец IV—III в. до н. э.), учеником Платона, автором многочисленных сочинений по различным вопросам естествознания.

69. Дана версия Диодора Александрийского — знаменитого физиолога, метеоролога и математика (I в. до н. э.).

70. Излагается теория Энопида Хиосского (VI—V вв. до н. э.) — математика, астронома, астролога, впервые определившего наклон эклиптики. Этот ученый считал, что Солнце сошло со своего пути во время Фиестова пира См. комм. 7 к кн. 3.

71. Рассказ дается в версии пифагорейцев, считавших, кстати, Фаэтона звездой, сошедшей со своего места.

72. Версия Эратосфена (III в. до н. э.) — географа, геометра, астронома. Он определил радиус Земли, решил задачу об удвоении объема куба.

73. Теория о происхождении света, изложенная Демокритом.

74. Цицерон в так называемом «Сне Сципиона» описывает Млечный путь как обиталище душ выдающихся людей.

75. Легендарные цари, чьи потомки были героями Троянской войны, как Диомед и уроженец Итаки Одиссей, и мудрый Нестор из Пилоса, наставлявший греческих воинов.

76. Гектор — старший сын царя Трои Приама, павший в битве с Ахиллом.

77. Сын Авроры (греч. Эос) и брата Приама — Мемнон, один из защитников Трои.

78. Имеется в виду Сарпедон — сын Зевса, ликийский царь, помогавший троянцам.

79. Дева Марса — Пенфесилея, воительница, царица амазонок, помогавшая троянцам и павшая в битве с Ахиллом.

80. Фракия — царство на территории современной Болгарии.

81. Пелла — столица Македонии, родина Александра.

82. Солон (ок. 638 — ок. 558 гг. до н. э.) — афинский политический деятель, реформатор, один из первых аттических поэтов.

83. Ликург (VIII в. до н. э.) — полулегендарный законодатель древней Спарты.

84. Речь идет о Сократе.

85. Здесь подразумевается Фемистокл — греческий политический деятель, полководец, победивший персов в морском сражении при Саломине (480 г. до н. э.).

86. Тарквиний Гордый — последний римский царь, тиран, пришел к власти, убив Сервия Туллия. Изгнан из Рима в 510 г. до н. э.

87. Горации — три брата-римлянина, сражавшиеся с тремя братьями Куриациями из Альбы Лонги, воевавшей с Римом. Два брата Горация погибли в бою, но третий убил всех братьев Куриациев, решив таким образом бой в пользу Рима (VII в. до н. э.).

88. Муций Сцевола (конец VI в. до н. э.) — римский герой. Попав в плен к этрусскому царю Порсене, он в доказательство мужества римлян сжег на очаге свою правую руку, за что получил прозвище Левша.

89. Клелия — знатная римская девушка, заложница этрусского царя Порсены (по другой версии — служанка, одевшая платье госпожи). Вместе с другими заложницами, переплыв Тибр, вернулась в Рим.

90. Гораций Коклес — римский герой войны с Порсеной.

91. Корвин—Валерий — герой войны с галлами. Перед битвой он лишился шлема, но на голову ему сел ворон, что было истолковано как предзнаменование счастливого исхода битвы. Герой же получил имя Корвин от слова «корвус» — ворон.

92. Марк Фурий Камилл — римский полководец, спасший Рим от галлов (390 г. до н. э.).

93. Луций Юний Брут — инициатор свержения последнего царя и один из первых консулов Римской республики (510 г. до н. э.).

94. Папирий отомстил самнитам, нанесшим поражение римлянам (IV в. до н. э.).

95. Фабриций — герой войны с Пирром (начало III в. до н. э.); Маний Курий Дентат — герой войны с самнитами (IV в. до н. э.). Когда враги, желая подкупить его, принесли ему золото, он варил репу. Не отрываясь от своего дела, он спокойно ответил, что чем владеть золотом, лучше властвовать над теми, у кого оно есть. Фабриция желал подкупить Пирр, но услышав от него в ответ: «Неужели тебе нужен предатель?», ушел пристыженный.

96. Пальмовой ветви удостаивался герой, снявший оружие с побежденного вождя противника. Первым этот подвиг совершил легендарный Ромул, вторым — Косс, третьим — Марцелл.

97. Деции Мусы, отец и сын — римские герои (конец IV — начало III в. до н. э.). Каждый в трудных для Рима войнах по старинному обычаю «посвятил себя и вражеское войско подземным богам», т. е. обрек себя на гибель. Во время боя, бросившись в гущу врагов, они перебили большое число их, сами же были убиты; благодаря такой смелости многих своих воинов римляне одержали внушительную победу.

98. Фабий Максим Кунктатор — герой войны с Ганнибалом, известный своей тактикой уклонения от решительной битвы и изматывания затянутого в глубь страны войска врага.

99. Ливий и Нерон — герои II Пунической войны (218—201 гг. до н. э.).

100. Гасдрубал — карфагенский полководец I Пунической войны (264—241 гг. до н. э.).

101. Клавдии — знаменитый род. давший много выдающихся военных и политических деятелей, среди которых наиболее известен Аппий Клавдий Цек, герой войны с Пирром (начало III в. до н. э.), реформатор.

102. Дом Эмилиев — знатный римский род; Эмилий Павел — герой войны с царем Македонии Персеем (II в. до н. э.).

103. Метеллы — представители знатной семьи, давшей многочисленных консулов (III—II вв. до н. э. называли «веком Метеллов»).

104. Имеется в виду Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) — римский писатель, консул, знаменитый цензор.

105. Агриппа — соратник, затем зять императора Августа.

106. Квирин — ипостась бога Марса, «мирный Марс»; под именем Квирина почитался Ромул, что, вероятно, и имеется в виду.

107. Под термином «кометы» тут понимаются не только небесные тела, которым дается это название в современной астрономии, но и различные другие небесные тела и явления, не всегда точно определяемые.

108. Эпидемия чумы в Афинах свирепствовала в конце V в. (429 г. до н. э.).

109. Ерифтей — афинский герой и легендарный царь. Его имя связывается с построением храма Афины на Акрополе.

110. Речь идет о поражении, нанесенном германцами римским войскам, предводительствуемым Квинтилием Барром (9 г. н. э.). Победа германцев была воспринята римлянами как страшный позор.

111. Кровавые заговорщики — это Брут и Кассий — республиканцы, ставшие во главе заговора против Юлия Цезаря. В битве при Филиппах их войска были разбиты войсками Октавиана (впоследствии ставшего императором Августом).

112. Город на границе Македонии.

113. Здесь говорится о битве при Акции между войсками и флотом бывшего союзника Августа Антония, египетской царицы Клеопатры (31 г. до н. э.) и войском Октавиана. Битва образно описана Манилием как столкновение египетской богини Изиды и римского Юпитера.

114. Помпей (Секст) — сын знаменитого полководца Помпея Великого, трижды триумфатора, победившего в трех частях света, противника Цезаря. Секст Помпей нанес в 38—37 гг. до н. э. поражение флоту Октавиана у берегов Сицилии, но в следующем году сам потерпел поражение, после чего бежал в Азию и там был убит.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку