Материалы по истории астрономии

§ 2. Механика Аристотеля

Опираясь лишь на житейские наблюдения и опыт, Аристотель разделил движения на «естественные» и «насильственные» (к первым относились «врожденное» движение вниз — падение тел и «врожденное» движение вверх — подъем дыма, огня). Он утверждал, что всякое другое движение на земле может продолжаться лишь до тех пор, пока на тело действует сила, что скорость падения тел зависит от веса. Во всем этом Аристотель обобщал непосредственно наблюдения: все тела на Земле рано или поздно останавливаются, предоставленные самим себе. Листья и перья падают медленнее, чем тяжелые ядра. Первое наблюдение заставило его и в случае полета стрелы искать такой «толкатель» ее во время движения, что и привело Аристотеля к нелепой, с нашей, точки зрения, мысли о поддержании этого движения окружающим воздухом!

Аристотель понимал, что в абсолютной пустоте тела падали бы с одинаковой «скоростью». Но считая, вслед за Анаксагором, невозможным существование абсолютной пустоты, он сделал логически оправданный вывод о различной скорости падения тел в реальном пространстве. Столетие отделяло Аристотеля от открытия закона Архимеда, и движение дыма вверх породило лишь идею «естественного» свойства легкости. Но для его современников физика Аристотеля представлялась истинной, обоснованной непосредственным опытом, практикой.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку