Материалы по истории астрономии

§ 1. Идейные основы физики и научный метод Аристотеля

 

Правильно в философии — рассматривать сходство даже в вещах, далеко отстоящих друг от друга... сражаться оружием фактов, так, чтобы все находящееся вне области доказательства становилось излишним.

Аристотель

Все накопленные веками знания об окружающем мире, вплоть до технической практики и житейского опыта, были проанализированы, систематизированы, логически предельно развиты и объединены в первой универсальной естественнонаучной системе природы, которую создал в IV в. до н. э. великий древнегреческий философ и, по существу, первый физик Аристотель (384—322) из Стагира (Фракия).

Большую часть жизни (начиная с 17 лет) он провел в Афинах, был учеником Платона в его Академии, а впоследствии, возвратившись сюда в 335 г., создал свою знаменитую школу перипатетиков (с 342 г. он был воспитателем наследника царя Македонии Филиппа, будущего великого полководца Александра Македонского).

Аристотель поставил цель, которую не могла бы в принципе отрицать и современная наука: понять и объяснить окружающий мир, исходя из наблюдений, опыта, изгоняя из физики всякий вымысел. Он отверг учение Платона о реальном (самостоятельном) существовании идей как нематериальных сущностей и признавал единственной реальностью в пределах Вселенной материю. Разумеется, он признавал и существование божественных сил, но лишь за пределами единственной и материальной Вселенной, т. е. за гранью познаваемого мира — природы.

Аристотель дал несравненно более четкие, материалистические определения пространства и времени. Пространство он определил как нечто, что уже было (или могло быть) заполнено материей. За пределами материальной Вселенной, по Аристотелю, не существовало и пространства. В определении времени он принял идею Платона. Но только у Аристотеля определение понятия времени из описания с помощью набора конкретных (астрономических!) примеров превратилось в отточенную формулу: «время есть мера движения, и нет движения без тела физического». Он конкретизировал туманное понятие «природа вещей» как внутренний принцип движения и развития. Аристотеля можно назвать основателем первой ставшей общепринятой естественнонаучной картины природы.

Естественнонаучный принцип объяснения природы сближал его учение с идеями Левкиппа — Демокрита. В отношении же наблюдаемой Вселенной, т. е. в космологии, идеи Аристотеля резко отличались от главной идеи атомизма. В сочинениях «О небе» и «Метрология» Аристотель нарисовал совсем иную картину. Он впервые разделил материальный наблюдаемый мир на мир земных («подлунных») и мир космических явлений с их якобы особыми законами и внутренней природой. В новой науке, начавшейся с позднего Возрождения (конец XVI—XVII в.), это стало предметом резкой критики. Но в каждую эпоху наука имеет свои задачи и проблемы. Великий мыслитель и наблюдатель в этом разделении именно материального мира, быть может, первым осознал различное проявление естественных законов на различных масштабных уровнях природы. По существу, он выступил против неоправданной экстраполяции — примитивного распространения» привычных земных явлений на весь Космос.

В основу всех вещей и явлений подлунного мира Аристотель положил идею о четырех обычных элементах — земля, вода, воздух и огонь, а в основу космических — особый, но также материальный элемент — небесный эфир. От обычной материи он отличался тем, что не имел ни легкости, ни тяжести и поэтому должен был находиться в состоянии вечного движения. Аристотель критиковал, например, Анаксагора за отождествление эфира с обычным элементом — огнем и т. п.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку