Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

Жилет сигнальный светоотражающий — Лимонные и оранжевые жилеты с отражающими полосами (zhiletoptom.ru)

Учебно-методическая работа

Учебно-методическая работа в помощь преподаванию астрономии в средней школе на протяжении всей истории ВАГО была важной частью его деятельности, вносила ощутимый вклад в развитие народного образования и культуры СССР.

Еще в дореволюционное время, а затем и в первые годы Советской власти в составе Нижегородского кружка любителей физики и астрономии, Русского астрономического общества, Русского общества любителей мироведения, Московского общества любителей астрономии, а также многих других местных астрономических кружков и обществ основными деятелями этих организаций являлись педагоги. Более того, можно сказать, что именно педагоги были основателями этих общественных организаций. Поэтому кому как не им были особенно близки и дороги проблемы народного образования, воспитания молодежи. Наиболее прогрессивные из учителей еще задолго до Октябрьской революции неоднократно обращали внимание общественности на неудовлетворительную постановку преподавания, в частности, космографии. В 1895 г., например, в Русском астрономическом обществе была образована специальная комиссия (под председательством А.Д. Путяты при ближайшем участии А.М. Жданова и К.В. Шарнгорста), которая разработала проект пересмотра существующей в то время школьной программы в сторону оживления курса космографии, усиления его наглядности1. И хотя проект этот не был свободен от недостатков, он все же явился выражением прогрессивной мысли, положил начало улучшению преподавания астрономии.

В конце 1913 г. в Петербурге состоялся I Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии. С докладами по методическим вопросам, связанным с неудовлетворительной постановкой преподавания космографии, выступили от имени РОЛМа видные его деятели — астроном Пулковской обсерватории Г.А. Тихов и А.А. Чикин. В июне 1917 г. на II Всероссийском совещании преподавателей физики, химии и космографии, проходившем в Москве, с докладами о необходимости принципиального улучшения преподавания космографии выступили К.Л. Баев и М.Е. Набоков — уже в ту пору видные педагоги и методисты.

Советское государство поставило перед школой важнейшую задачу, согласно которой «...школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм...»2. Ведущим принципом обучения в советской школе становится принцип связи теории с практикой. Перед советскими педагогами стала проблема перестройки всей системы преподавания в свете новых задач, поставленных партией, — задач строительства социалистического общества.

В этой связи важную роль в деле улучшения преподавания астрономии сыграло Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. В постановлении указывалось на обязанность преподавателя систематически, последовательно излагать преподаваемую дисциплину, широко применять различного рода демонстрации, проводить экскурсии.

Это постановление возродило преподавание основ астрономии в средней школе. Здесь следует отметить, что в первые годы Советской власти, преподавание астрономии в виде кратких курсов мироведения носило так называемый «меловой» характер, преподавание ограничивалось тем, что учащимся давались готовые положения в виде схем, теорем, формул... Не было никаких наблюдений в телескоп. Не было никаких методических указаний преподавателям, не было в первые годы Советской власти даже определенного числа уроков.

В первых советских школьных программах (1919—1921 гг.) разработанных НКП РСФСР, астрономия была включена в общий курс естествознания в школы I ступени. В последующие годы астрономия перешла в программу школ II ступени, но не как отдельный предмет, а включалась в программу физики. Так продолжалось до 1932 г.

Лишь в учебной программе 1932 г. астрономии впервые отводится самостоятельное место (35 часов в 7 группе школы). В программе обучения впервые отведено место мировоззренческому значению астрономии — были даны указания на необходимость наблюдений3.

С самого начала деятельности ВАГО в качестве одной из важнейших его задач была поставлена задача оказания практической помощи в организации преподавания астрономии в школе. В первом Уставе ВАГО было сказано, что Всесоюзное астрономо-геодезическое общество содействует «...новым формам образования, улучшению постановки преподавания астрономии и геодезии, в политехнической школе; в кружках заочного и радиообучения и на специальных курсах...»4

По инициативе одного из организаторов ВАГО профессора П.И. Попова, занимавшегося вопросами методики преподавания астрономии с 1908 г., в отделениях Общества уже в год его образования были созданы школьные секции. На I Всесоюзном астрономо-геодезическом съезде на заседаниях массовой секции был поставлен специальный доклад «Астрономия в школе» (доклад был сделан М.Е. Набоковым). Текста доклада, к сожалению, не сохранилось. Однако из краткой заметки, опубликованной в журнале «Мироведение», видно, что съезд признал необходимость введения курса астрономии в средней школе, а также принятия срочных мер к обеспечению этого курса кадрами, учебниками и учебными пособиями5.

Среди мероприятий, намеченных съездом, в помощь преподаванию астрономии были организация курсов переквалификации преподавателей, организация производства демонстрационных пособий и астрономических инструментов, разработка проектов конструкций астрономических обсерваторий и площадок при школах, оказания содействия работе Московского планетария по организации лекций для школьников, введение отделов астрономии в научно-популярных журналах и другие.

В резолюции съезда было подчеркнуто «...важнейшее значение для дела овладения естественнонаучными знаниями и диалектико-материалистическим мировоззрением, включение в учебные планы и программы средних школ и педагогических учебных заведений курса астрономии, что в свою очередь ставит вопрос о подготовке соответствующих кадров и о создании необходимых учебных пособий»6. Эти основные направления работы ВАГО в области оказания помощи преподавания астрономии в школе начали довольно активно проводиться в жизнь практически сразу же после съезда.

Уже в 1934 г. в XXXVII выпуске Русского астрономического календаря была опубликована статья М.Е. Набокова о преподавании астрономии в школе7. В ней были даны методические советы преподавателям астрономии в соответствии с новой школьной программой. Автор рекомендовал учителям для повышения знаний специальную литературу (еще очень немногочисленную), книги по философии, естествознанию, руководства по практическому знакомству с небом и небесными явлениями. Вместе с тем, в соответствии с решениями ЦК ВКП(б) о средней школе, в статье рекомендовалось значительно усилить мировоззренческую сторону в преподавании астрономии — науки мировоззренческой.

Среди практических мероприятий, проведенных Московским отделением ВАГО в помощь учителям астрономии, была организация в 1934 г. курсов по подготовке педагогов — инструкторов, которые могли бы самостоятельно проводить со школьниками астрономические наблюдения8. Большого эффекта эти курсы, проводившиеся совместно с астрономической обсерваторией МОНО, не дали. Однако они показали возможность в дальнейшем совершенствовать эти мероприятия.

Подобная работа с преподавателями московских школ проводилась в Московском планетарии, который с первых лет массово-пропагандистской работы являлся одним из главных «опорных пунктов» Московского отделения ВАГО. Школьно-методическую работу здесь начали вести активные члены ВАГО, ставшие научными консультантами планетария М.Е. Набоков, К.Л. Баев и лекторы В.А. Шишаков и И.Ф. Шевляков. М.Е. Набоков, например, уже в 1932/1933 учебном году шесть раз в месяц проводил в звездном зале планетария школьно-методические беседы, используя аппарат «Планетарий». Он консультировал также лекторов по вопросам методики чтения лекций школьникам9.

Выдающуюся научно-методическую работу по усовершенствованию преподавания астрономии в средней школе проводил в ВАГО профессор П.И. Попов. По его инициативе в 1933 г. в ряде отделений, а с 1934 г. при правлении ВАГО, были созданы школьные секции. С 1934 по 1960 гг. бессменным председателем этой секции ВАГО был П.И. Попов. На протяжении всей деятельности на этом посту П.И. Попов проводил огромную научно-методическую и организационную работу по составлению учебных планов и программ по астрономии для средних школ и пединститутов, привлекал к учебной работе в ВАГО известных ученых, учителей школ, лекторов Московского планетария. Вместе с методической работой П.И. Попов много времени уделял и практической педагогической деятельности. С 1937 г. он руководил кафедрой астрономии в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина (до 1958 г).

В 1940 г. совместно с К.Л. Баевым, Р.В. Куницким, Б.А. Воронцовым-Вельяминовым он написал фундаментальный учебник по астрономии для педагогических вузов, выдержавший (уже в послевоенное время) пять изданий.

Много сил и энергии приходилось уделять руководителям ВАГО, ответственным за улучшение учебной работы в школе, борьбе с устаревшими методами работы со школьниками, с непониманием многими учителями основных принципов преподавания астрономии, наконец, с пренебрежительным отношением отдельных деятелей Наркомпроса к самому предмету астрономии: ведь только в 1935 г. курс астрономии был утвержден в программе для 10 класса. На астрономию отводилось 72 часа в год, но затем этот курс был уменьшен до 36 часов, а через год и вовсе снят из сетки часов. В 1937/38 учебном году курс астрономии в школе был восстановлен (10 учебных часов), но занятия шли по старой программе, разработанной в 1935 г. (80 учебных часов). Резкое несоответствие программы с практическим занятием отражалось, естественно, на качестве преподавания.

В этот трудный период становления преподавания астрономии в школе на заседаниях правления ВАГО неоднократно обсуждались вопросы, связанные с новыми учебными программами по астрономии, делались представления руководству Наркомпроса, с которыми руководители МОВАГО имели неоднократные личные беседы.

В 1937 г. правление ВАГО обратилось ко всем отделениям со специальным письмом, в котором рекомендовалось уделить вопросу преподавания астрономии в школе особое внимание, провести лекции для учителей и учащихся, консультации, наблюдения в телескоп10.

По настоянию учителей-методистов — членов ВАГО журнал «Мироведение» открыл в 1937 г. особый раздел — «Преподавание астрономии в средней школе». В журнале было опубликовано несколько статей организационного и методического характера по проблемам преподавания астрономии.

В 1938—1940 гг. по инициативе МОВАГО несколько активных членов школьной секции провели обследование ряда московских средних школ, чтобы выяснить положение с преподаванием астрономии. Такие же обследования были проведены в Одесском, Киевском, Саратовском, Куйбышевском и некоторых других отделениях. Обследования показали (несмотря на отрывочность сведений), что преподавание астрономии велось в то время очень слабо. Во многих (даже московских!) школах вообще не было астрономии как учебного предмета, ввиду отсутствия методических руководств и наглядных пособий, многие преподаватели игнорировали уроки астрономии, заменяя их физикой, географией. Обследование дало импульс для организации консультаций и семинаров для учителей средней школы. Была установлена более тесная связь с отделами народного образования.

Московское отделение ВАГО совместно с городским педагогическим кабинетом провело в 1939 г. конференцию преподавателей астрономии в 10 классах. В 1939—1940 гг. регулярно, раз в неделю, на базе обсерватории городского педагогического института читались лекции для преподавателей (профессор П.И. Попов) и проводились консультации (директор обсерватории, доцент А.К. Беляев).

В Киевском отделении ВАГО в 1940 г. была проведена методическая конференция преподавателей астрономии средних школ, на которой были прочитаны доклады по методике преподавания астрономии и кружковой работе. К конференции была приурочена выставка литературы и наглядных пособий. По инициативе отделения ВАГО городской отдел народного образования организовал методическое объединение преподавателей астрономии. Работало оно под научно-методическим руководством правления Киевского отделения ВАГО11.

Татарское отделение ВАГО организовало в ряде средних школ г. Казани астрономические кружки, в которых проводились лекционные и практические занятия. В 1940 г. члены Воронежского отделения стали проводить с преподавателями астрономии средних школ работу по изготовлению различных астрономических приборов и наглядных пособий12.

Значительным событием в улучшении преподавания астрономии в средней школе явилось проведение учебных лекций по астрономии для школьников в Московском планетарии. Работа эта началась в 1932 г. и проводилась под руководством крупнейших советских преподавателей-методистов, организаторов школьной секции ВАГО и научных консультантов планетария К.Л. Баева и М.Е. Набокова.

Еще 20 февраля 1929 г. — более чем за полгода до официального открытия планетария — на заседании методической секции комиссии по постройке планетария был поставлен вопрос о необходимости включения в программу по астрономии для средних школ использование планетария. 13 марта 1929 г. методическая секция планетария заслушала представленную М.Е. Набоковым примерную тематику школьных лекций для планетария. 6 октября 1929 г., за месяц до открытия планетария, состоялось совещание лекторов совместно со школьной комиссией ВАГО по вопросу учебной работы со школьниками. Было решено начать в Московском планетарии учебную работу. Тогда же была создана методическая комиссия под председательством П.И. Попова. 14 октября 1929 г. Президиум Московского совета предложил Московскому отделу народного образования предусмотреть посещение школьниками планетария. Однако новая для молодого учреждения работа оказалась трудной и до 1932 г. учебная работа систематически не велась. Читались эпизодические лекции для школьников, но учебными их назвать было нельзя. Профессор М.Е. Набоков вспоминал в 1952 г. в беседе с автором этой книги о первых годах учебной работы в планетарии: «...В то время специально учебных лекций не было. Иногда приходили на лекции школьники. Особенностью этих лекций было то, что на них ученики приходили вместе с учителями. В этом случае после лекций собирались все учителя и велась беседа о том, как им улучшить преподавание астрономии при помощи аппарата «Планетарий»13.

С 1932 г. учебная работа в планетарии была отделена от массовой. К школьной работе были привлечены лекторы планетария и активные члены МОВАГО А.Ф. Ларионов, И.Ф. Шевляков, В.А. Шишаков. 1932 год можно считать началом систематической учебной работы планетария в помощь школе. Если в первый год учебной работы в планетарии для школьников читали, главным образом, только две темы — «Земля и небо» и «Солнечная система», то за пятилетие (1932—1938 гг.) тематика значительно расширилась: стали включаться лекции по описательной астрономии. К 1939 г. учебные лекции прослушало около полумиллиона школьников.

В октябре 1939 г. в виде эксперимента лектор И.Ф. Шевляков провел в планетарии урок астрономии с решением практических задач. Однако такая форма работы с учащимися в условиях планетария не привилась.

К 1940/41 году в планетарии читались для учащихся 10-х классов следующие темы по астрономии: 1. Небесные координаты. 2. Время и календарь. 3. Развитие знаний о Солнечной системе. 4. Звезды и космогонические гипотезы. 5. Земля — планета.

Мы довольно подробно остановились на этом вопросе не только потому, что программа учебных лекций в планетарии составлялась при непосредственном участии членов ВАГО, но еще и потому, что впоследствии (в послевоенный период) учебная работа со школьниками стала одной из важнейших задач в деятельности всех планетариев Советского Союза.

В 1940 — начале 1941 гг. для преподавателей астрономии и школьников регулярные консультации проводились в Москве при астрономическом кабинете Дома пионеров Октябрьского района: для учащихся примыкавших к этому Дому пионеров средних школ № 203 и № 204 были проведены показательные уроки по астрономии. Работу эту вел молодой тогда астроном и активный член Московского отделения ВАГО, а в будущем известный популяризатор астрономии Ф.Ю. Зигель.

Своей деятельностью общество стремилось влиять не только на улучшение учебно-методической работы в школах и институтах, но также и на преподавание астрономической специальности в военных и военно-морских школах, что было особенно важно в период начавшейся мировой войны. Было дано указание на места об установлении связи с отделениями ВАГО14.

За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны — в конце января 1941 г. правление ВАГО совместно с Московским отделением снова подняло перед Наркомпросом РСФСР вопрос об улучшении преподавания астрономии в школе, о необходимости сохранения этой дисциплины в школьной программе, усиления научно-технической базы15.

Еще одной формой работы ВАГО в деле оказания практической помощи преподавания астрономии явилось проведение (впервые в СССР) астрономических олимпиад школьников. Инициатором этого нового мероприятия стала астрономическая секция Саратовского отделения ВАГО16

Первая астрономическая олимпиада в Саратове была организована 24 апреля 1940 г. совместно с Саратовским обкомом ВЛКСМ, ГОРОНО и Дворцом пионеров. В олимпиаде участвовали 30 школьников, которым было предложено по 10 вопросов и практические задачи по астрономии. Победителям были вручены премии17. Через год, 9 марта 1941 г., это же отделение ВАГО провело вторую астрономическую олимпиаду школьников18. Эти олимпиады показали, что новая, необычная для учащихся форма пропаганды астрономических знаний привлекла интерес не только самих участников олимпиады — школьников, но и преподавателей. Вместе с тем олимпиады выявили и недостатки в преподавании астрономии в ряде школ г. Саратова — в тех, где на астрономию смотрели как на ненужный придаток.

Учебно-методическая работа ВАГО в помощь преподаванию астрономии в средних школах и вузах сыграла значительную роль в улучшении преподавания этой важной мировоззренческой дисциплины. На протяжении всего периода деятельности этой общественной организации Общество вело борьбу с противниками оставления курса астрономии в школьной программе, с теми, кто пытался урезать количество учебных часов по астрономии, теми, кто не понимал важности преподавания астрономии — науки, дающей учащимся огромный мировоззренческий и атеистический материал.

Различные методы и формы пропаганды астрономии среди учащихся, в том числе и совершенно новые, ранее неизвестные, позволили ВАГО совместно с другими организациями под руководством партийных и комсомольских организаций значительно улучшить учебно-методическую работу по преподаванию астрономии.

Примечания

1. Набоков М.Е. Методика преподавания астрономии в средней школе. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1955, с. 14.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 2, с. 48.

3. Набоков М.Е. Астрономия как учебный предмет в школе. — Мироведение, 1937, т. XXVI, № 6, с. 396.

4. Устав ВАГО. М., 1933, с. 3.

5. Мироведение, 1934, № 2, с. 146.

6. Резолюции Первого Всесоюзного астрономо-геодезического съезда. Изд. ОНТИ. М.; Л., 1934, с. 32.

7. Набоков М.Е. Астрономия в 10 группе средней школы. — Русский астрономический календарь на 1934 г., с. 219.

8. Мироведение, 1935, № 2, с. 144.

9. Архив Московского планетария. 1932 г. д. 50 (трудовые соглашения на производство разных работ), л. 20.

10. Попов П.И. Введение астрономии в среднюю школу и работа Московского отделения ВАГО. — Мироведение, 1937, т. XXVI, № 6, с. 385.

11. Бюллетень ВАГО, 1941, № 7, с. 43—44.

12. Архив АН СССР, ф. 1510, оп. 1, д. 45, л. 97.

13. Набоков М.Е. Запись воспоминаний, 1952. Архив автора.

14. Архив АН СССР, ф. 1510, оп. 1, д. 45, л. 29.

15. Там же, ф. 1510, оп. 1, д. 59, л. 4.

16. В Москве астрономические олимпиады для учащихся школ начали проводить после окончания Великой Отечественной войны, начиная с 1947 г.

17. Бюллетень ВАГО, 1940, № 6, с. 38.

18. Бюллетень ВАГО, 1941, № 7, с. 51.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку