Материалы по истории астрономии

История паровой машины в древности

Теперь упомянем о народах и лицах, принимавших участие в судьбе паровой машины. Опишем ее хронологические улучшения от первоначального ее устройства до открытий Уатта. Принимаюсь за этот вопрос с твердым намерением быть беспристрастным, с полным желанием отдать справедливость каждому изобретателю и уклониться от всего, недостойного моей обязанности и важности науки, от всего проистекающего из народных предубеждений. С другой стороны, объявляю, что я не буду обращать внимания на бесчисленные толки под влиянием упомянутых предубеждений, окажу совершенное пренебрежение к злобным критикам, которые непременно будут меня преследовать, потому что прошедшее есть зеркало будущего.

Хорошо изложенный вопрос уже наполовину решен. Если бы при спорах об изобретении паровой машины помнили эту поговорку, содержащую в себе глубокий смысл, то споры никогда бы не доходили до ожесточения. Но попали в невыходимый лабиринт, предположив безрассудно, что машина, требовавшая многих изобретателей, устроена одним лицом. Часовщик, хорошо знающий историю своего искусства, онемеет, когда его спросят, кто сделал часы? Напротив, вопрос будет незатруднителен, когда захотят узнать изобретателей различных частей часового механизма. Таким же образом должно рассматривать и паровую машину, представляющую исполнение различных капитальных идей, проистекших из различных источников. Наша обязанность состоит в верном указании на эти источники и на время каждого открытия.

Если в историю паровой машины допустим всякое употребление паров, то прежде всего надо будет упомянуть об арабах, которые свою главную пищу, называемую кускусу, варили парами в цедилках над горшками с кипятком. Такая нелепость очевидна.

Жербер, наш соотечественник, носивший тиару под именем Сильвестра II, также имеет ли право называться изобретателем паровой машины, потому что он, около половины IX столетия, парами возбуждал звук в трубах органа соборной церкви в Реймсе? Не думаю: в инструменте будущего папы вижу только то, что поток воздуха был заменен потоком паров, но совсем не вижу никакого механического устройства.

Первый пример движения, произведенного парами, вижу в игрушке, которая гораздо старше органа Жербера — в эолипиле Герона александрийского. Она была сделана за сто двадцать лет до Р.Х. Хотя и трудно, однако попробую дать понятие об этой игрушке, не употребляя чертежа.

Когда из сосуда выходит газ по какому-нибудь направлению, от противодействия сосуд подается по направлению противоположному. Пример этому видим во всяком огнестрельном орудии: газ, образующийся при воспламенении смеси из серы, селитры и угля, стремится в воздух по направлению ружейного ствола, опирающегося в плечо стрелка, и стрелок получает удар, потому что ствол подается назад. Чтобы сменить направление удара, стоит только сменить направление газа. Заделайте отверстие ствола, просверлите скважину на его боку, и тогда толчок получит не плечо, а рука. В первом случае стрелок может упасть навзничь, во втором же он повернется справа налево. Прикрепите ствол горизонтально к подвижной и вертикальной оси и увидите, что он сменит свое направление и повернет ось.

Положим теперь, что вертикальная ось пустая и закрыта вверху, а ее нижний конец вставлен в котел, в котором образуются водяные пары: сверх того, положим, что в ту же ось горизонтально вставлен ружейный ствол: что произойдет? Пары наполнят ось, будут выходить по направлению ствола, который от противодействия, начнет обращаться непрерывно и равномерно, потому что течение паров непрерывное.

Вместо одного ружейного ствола вложите в вертикальную ось два, три и пр. и вы составите остроумный снаряд Герона александрийского.

Вот машина, в которой пар производит непрерывное движение и может производить всякие механические действия. Вот истинная паровая машина. Но поспешим заметить, что от нынешних паровых машин она отличается и своей формой, и способом действия движущей силы. Если бы ныне употреблялось в практике противодействие потока паров, то, без сомнения, изобретателем такой машины должно было бы считать Герона, но его вращающаяся эолипила относительно наших паровых машин есть то же, что резьба на дереве относительно типографского искусства*.

Примечания

*. Это замечание можно применить к проекту Бранки, итальянского архитектора, издавшего в 1629 г. сочинение под названием: машина. Для произведения вращательного движения Бранка предлагал направлять поток паров на крылья колеса. Если когда-нибудь поток паров будет употреблен в дело, то изобретателем такого рода машин надо считать Бранку или того неизвестного, у которого Бранка заимствовал идею этого проекта. В истории же наших машин имя итальянского архитектора не может иметь места.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку