Материалы по истории астрономии
Томсинов В. А. Краткая история египтологии / М.: Издательство "Зерцало": Издательский дом "Вече", 2004

Томсинов В. А.

Краткая история египтологии


ГЛАВА 5

История Древнего Египта в трудах европейских ученых XVIII — первой четверти XIX века

В течение Средних веков и эпохи Возрождения представления европейцев о Древнем Египте определялись в огромной степени легендами Ветхого Завета. Древнеегипетская история была втиснута в узкие рамки истории древних евреев, соответственно первые египетские властители представлялись под именами древнееврейских патриархов, хронология истории Древнего Египта рассматривалась через призму библейской хронологии. Подобным взглядом на египетскую хронологию отличались, в частности, Атанасиус Кирхер,1 Джеймс Усшер или Уссериус (James Ussher или Usserius,1581—1656)2 и многие другие историки XVII века. Наиболее последовательно проводил этот взгляд Джон Маршам (John Marsham, 1602—1685) в сочинении "Канон египетской, еврейской, греческой хронологии с исследованием".3 Стремясь подогнать продолжительную древнеегипетскую историю к более короткой древнееврейской, он воспринял мнение, высказанное еще Евсевием Памфилом (Кесарийским) о том, что многие из династий египетских властителей, указанных Манефоном, могли править одновременно.4 Кроме того, сокращения продолжительности истории Древнего Египта английский историк добился посредством традиционного для библейской историографии отождествления фараона, которого древнегреческие историки называли Сезострисом, с фараоном Шешонком, правившим много столетий позднее.5

Взгляд на древнеегипетскую историю с позиций библейской хронологии доминировал в образованном европейском обществе и в XVIII и в начале XIX века. Его показывал в своих сочинениях нидерландский ученый Яков Вурброк Перизониус (Perizonius Jacobus Woorbrock, 1651—1715).6 Настойчиво старался провести этот взгляд в своем построении новой хронологии древней истории Исаак Ньютон (Isaac Newton, 1642—1727). В работе "Исправленная хронология древних королевств"7 знаменитый физик пытался доказать, что правление первых фараонов началось в Египте не ранее XI века до н.э.8 При этом Исаак Ньютон многое заимствовал из сочинения "Канон египетской, еврейской, греческой хронологии с исследованием", автора которого — Джона Маршама — он называл "наш великий хронологист".9

С ветхозаветных позиций излагал историю Древнего Египта и французский историк Шарль Роллин (Charles Rollin, 1661—1741) — автор двенадцатитомного сочинения "Древняя история", опубликованного в 1730—1738 годах.10 Он также стремился ограничить продолжительность древнеегипетской истории с тем, чтобы привести ее в соответствие с библейской хронологией. Подобно Джону Маршаму Шарль Роллин утверждал, что египетские "короли, о которых говорят как о различных династиях, не все следовали один за другим, но многие правили в одно и то же время в разных местностях".11 По его словам, "в Египте было четыре главных династии: Фиванская, Тинитская, Мемфисская и Танисская",12 "древняя история Египта продолжалась 2158 лет, и она естественно делится на три части. Первая начинается с установления египетской монархии, основанной Менесом или Месраимом, сыном Хама, в 1816 году от сотворения мира13 и заканчивается разрушением этой самой монархии Камбисом, королем Персии, в 3479 году от сотворения мира, и эта первая часть охватывает 1663 года. Вторая часть связана с историей персов и греков и она простирается до смерти Александра Великого, случившейся в 3681 году (от сотворения мира) и она заключает, следовательно, 202 года. Третья часть — это период от возникновения в Египте новой монархии при Лагидах, то есть при Птолемеях, наследниках Лагуса, и до смерти Клеопатры, последней королевы Египта, в 3974 году (от сотворения мира), и этот последний промежуток времени заключает 293 года".14

Следуя библейской исторической традиции, Шарль Роллин называл в качестве первого египетского правителя Месраима, сына Хама и внука Ноя. При этом он отождествлял Месраима с Менесом.15 Последующие события древнеегипетской истории он также старался увязать с легендами из Ветхого Завета. "Египет, — писал Шарль Роллин, — долгое время управлялся монархами, рожденными в самой стране, когда иностранцы, которых назвали пастушьими королями — на египетском языке гиксосами — арабы или финикийцы, захватили большую часть Нижнего Египта и Мемфис: однако они не стали хозяевами Верхнего Египта, и Фиванское королевство существовало до времен Сезостриса. Господство этих иностранных королей длилось около 260 лет. Именно при одном из них, звавшимся в Писании фараоном — именем общим для всех королей Египта, Абрам пришел в эту страну с Сарой, своей женой".16

Изложение истории Древнего Египта Шарль Роллин сводил, в сущности, к указанию периодов правлений наиболее известных фараонов и к описанию наиболее значительных их деяний. Для получения более подробных сведений о древнеегипетской истории французский историк рекомендовал обратиться "к ученым произведениям, где этот предмет трактуется основательно" и делал при этом ссылку на "хронику шевалье Маршама", произведения П. Пезрона, диссертации П. Турнемина и аббата Севина.17

"Древняя история" Шарля Роллина считалась и в 20-е годы XIX века весьма авторитетным сочинением среди французских историков. Французский академик, пэр Франции историк граф Луи-Филипп Сегюр (Louis-Philippe Ségur, 1753—1828) опирался на нее при изложении истории Древнего Египта в первом томе своей "Всеобщей истории". Более того, он почти дословно воспроизвел в своем произведении многое из написанного Шарлем Роллиным. "История Древнего Египта, — повторял Луи-Филипп Сегюр слова Ш. Роллина, — продолжалась две тысячи сто пятьдесят лет; она может быть разделена на три части. Первая,18 с установления монархии, основанной Менесом, в год от сотворения мира 1816,19 до ее уничтожения Камбисом, королем Персии, в год 3479. Вторая,20 от персидского завоевания до смерти Александра Великого, произошедшей в 3681 году (от сотворения мира). Наконец, третья,21 продолжала историю греческой монархии, называемой Лагидской, и простиралась от Птолемея Лагуса до смерти Клеопатры, последней королевы Египта в 3974 году (от сотворения мира)".22 Почти дословно воспроизводилось в произведении французского академика Луи-Филиппа Сегюра и написанное Шарлем Роллиным о Менесе.

Шарль Роллин

"Все историки согласны, что Менес является первым королем Египта. Утверждают и не безосновательно, что он — то же, что Месраим, сын Хама. Хам был вторым сыном Ноя. Когда семья этого последнего, после безумной затеи с Вавилонской башней, рассеялась по различным странам, Хам повернул в сторону Африки: и, без сомнения, именно его стали впоследствии почитать как бога под именем Юпитера Амона. Он имел четырех сыновей: Хуша, Месраима, Фута и Ханаана. Хуш обосновался в Эфиопии; Месраим — в Египте... Фут в той части Африки, которая расположена к западу от Египта; и Ханаан в стране, которая с тех пор носит его имя".23

Луи-Филипп Сегюр

"Все историки согласны в признании Менеса в качестве первого короля Египта; он называется также Месраимом, и он является сыном Хама и внуком Ноя. Хам после неудачи затеи с постройкой Вавилонской башни пошел в Африку: полагают, что именно его стали впоследствии почитать как бога под именем Юпитера Амона. Он имел четырех сыновей: Хуша, Месраима, Фута и Ханаана. Хуш обосновался в Эфиопии; Месраим — в Египте; Ханаан в стране, которая с тех пор носит его имя и которую греки зовут Финикией; Фут завладел той частью Африки, которая расположена к западу от Египта".24

Впрочем, оба историка в описании возникновения Египетского государства опирались на ветхозаветную легенду, изложенную в первой книге Моисея "Бытие".

В XVIII веке усилился интерес европейских историков к сочинениям античных авторов, в которых содержалось описание древнеегипетского общества. Особенно большое значение придавалось "Исторической библиотеке" Диодора Сицилийского, первая книга которой была целиком посвящена Египту. Профессор греческой и латинской философии в Королевском колледже Франции Жан Террассон (Jean Terrasson, 1670—1750) перевел данное произведение на французский язык. Семь томов этого перевода вышли в свет в Париже в 1737—1744 годах.25

В поисках сведений о Древнем Египте европейские интеллектуалы обращались, помимо исторического труда Диодора также к произведениям Геродота и Страбона. Все они представляли египетскую историю значительно более продолжительной по сравнению с историей евреев, внушая мысль о том, что египтяне имели высокоразвитую цивилизацию и духовную культуру за тысячи лет до появления на исторической арене еврейских патриархов и еврейского народа как такового. По всей видимости, именно под влиянием сочинений античных писателей некоторые европейские ученые, писавшие о Древнем Египте, стали постепенно выходить за рамки библейской концепции истории этой страны.

Одну и первых попыток в этом направлении предпринял ученик Шарля Роллина французский историк Николас Фрерэ (Nicolas Fréret, 1688—1749). Рожденный в семье прокурора Парижского парламента Шарля-Антуана Фрерэ он посвятил свои юные годы изучению юриспруденции. И, кажется, достиг в этой области науки определенных успехов. Им были, в частности, составлены комментарии к кутюмам Парижа, которые удостоились высоких оценок со стороны специалистов. Однако своим истинным призванием Николас Фрерэ считал древнюю историю и хронологию. Еще в юности он прочитал "произведения" Скалигера (de Scaliger),26 Додуэла (de Dodwel), Уссериуса (d'Ussérius), ученого папы Петавиуса (du savant père Pétau)27 и других великих хронологистов".28 Первой исторической работой Николаса Фрерэ была "Речь о происхождении французов (Discours sur l'Origine des François)", которую он прочитал в публичном собрании Королевской Академии надписей в 1714 году. Молодой историк выступил в ней против общепризнанной в то время легенды о происхождении франков, согласно которой они являлись народом свободных людей из Греции или Трои, сохранявших свою цивилизацию в окружении варваров. Он доказал, что в действительности франки представляли собой союз южногерманских племен. В этой работе Николас Фрерэ показал свое критическое отношение к древним легендам и мифам, способность отделить в их содержании сказку от реальности.

Ярко проявившийся в работе "О происхождении французов" критический ум Николаса Фрерэ помог ему в дальнейшем осознать ошибочность представления о продолжительности египетской истории, выраженного в сочинении Исаака Ньютона "Исправленная хронология древних королевств". Изучая описания Египта в сочинениях древних авторов, опираясь на содержащиеся в них результаты астрономических наблюдений, французский историк пришел к выводу о том, что египетская история является самой древней историей из всех, и что она началась не позднее, чем за 2900 лет до Иисуса Христа. Если учесть, что Шарль Роллин и вслед за ним большинство европейских историков датировали возникновение древнеегипетского государства 1816-м годом от сотворения мира или 2188 годом до н. э., то Николас Фрерэ, следовательно, продлил историю Древнего Египта вглубь древности на семь с лишним веков. В работе "Размышления об изучении древних историй и о степени достоверности свидетельств о них"29 он показал, что реальная хронология Древнего Египта, Древнего Китая и других древних государств противоречит хронологии Священного Писания.

Критически относясь к библейской хронологии древней истории, Николас Фрерэ не принимал, однако, при этом хронологических построений, выраженных в сочинениях античных историков — Геродота Галикарнасского, Диодора Сицилийского и др., считая, что они отдаляют древность в слишком большой степени.30 По его мнению, придание античными историками египтянам большей древности, чем та, которой они обладали на самом деле, является ошибкой, проистекающей из двусмысленности слова "год", которое первоначально обозначало сезон из трех-четырех месяцев.

Критическое отношение к ветхозаветной трактовке древнеегипетской истории проявлял в своем сочинении "Понятие о древнем и современном египетском правлении"31 французский историк аббат Жан-Баптист Ле Маскриер (Jean-Baptist Masaier, 1670— 1760). В предисловии к названному произведению он отмечал, что "в мировом летоисчислении равным образом позволено следовать еврейской хронологии или хронологии греческой версии" и при этом заявлял, что он "привержен к последней".32 По его словам, "после Священной истории первые годы мира не представляют ничего более интересного, чем древняя история Египта...

Египтяне считаются первыми и самыми древними из людей... Другие жили еще в грубости и варварстве, в то время как Египет уже управлялся справедливыми законами, и жители соблюдали разумные обычаи".33

Французский историк отрицательно отзывался о попытке хронологиста Дионисиуса Петавиуса представить династии древнеегипетских правителей, обозначенные Манефоном, в качестве сказочных.34 упрекал Джона Маршама за то, что он исказил историю египтян, стремясь приспособить ее к хронологии еврейского текста Ветхого Завета. "Шевалье Маршам Английский, — писал Аббат Ле Маскриер, — с большим успехом поработал над своим "Хронологическим Каноном Египтян"; и он удачно определил несколько из этих первых династий. Но с другой стороны, он придал странную путаницу истории этого народа тем, что слишком сжал периоды правлений суверенов для сведения их к хронологии еврейского текста Библии. Ему нельзя простить превращение Шешака Писания в Сесостриса греков и смешение таким образом двух королей, которые отстояли более чем на пятьсот лет один от другого".35

Ж. — Б. Ле Маскриер отдавал должное успехам Джеймса Усшера в изучении манефоновских анналов, но в целом его подход к древнеегипетской истории оценивал отрицательно. "Уссериус, — отмечал он, — распознал в Анналах ряд египетских королей. Однако пораженный тем же пороком, что и месье Маршам, он впал в то же неудобство. Невозможность примирить египетскую хронологию с хронологией еврейского текста заставила его отказаться от половины манефоновских династий. От Менеса, главы первой династии, он перешел сначала к четвертой и от нее к восемнадцатой династии".36

Аббат Ле Маскриер считал ложными ветхозаветные представления о древнеегипетской истории. "Все авторы или ученые согласны, — писал он, — что Египет был заселен потомками Хама, и что Менеc был здесь первым королем. В соответствии с системой, которой мы следуем, этот монарх начал править спустя приблизительно 650 лет после Потопа. Однако не смешно ли думать, что дети Ноя ждали так долго, чтобы проникнуть в эту страну, которая, несомненно, была заселена первой на земле? Что многие столетия до Менеса и только сто или сто пятьдесят лет после Потопа, то есть во времена, когда мир мог уже насчитывать 432 миллиона жителей, наследники Хама, может быть, сам Хам, пришли сюда; что они создали учреждения, основали монархию, которую разделили между собой и которой сообща управляли на протяжении от четырех до пяти столетий, и что именно в этих древних суверенах, имена которых похоронены в забвении, следует искать Вулкана, Солнце, Юпитера и всех других Богов или Героев, которыми египетские хроники считают многих своих королей, правивших до Менеса".37 По словам Ле Маскриера, "это предположение не находит никакого основания в священной или светской истории".38 Далее аббат напоминал, что по признанию всех историков Менеc являлся первым основателем Египетской монархии, и что все считают его Мицраимом — сыном Хама. Кроме того, он, как это говорил Иосиф, был первым, кто принял на себя имя Фараона, которое впоследствии носили его наследники. "Светские историки, которым был неизвестен более древний король Египта, соглашаются, — отмечал Ле Маскриер, — что он есть то же, что Осирис, из чего делается вывод, что он есть еще и то же, что Бахус, столь знаменитый в Античности своими подвигами и долгими путешествиями". По словам, аббата-историка, при этом "игнорируется имя жены Менеса: но история и миф сохранили для нас имя Изиды, которое, как они говорят, носили равным образом сестра и жена Осириса. Есть также свидетельство о брате этой последней — знаменитом Тифоне, известном в мифах под именем Питона".39

Основываясь на этих мифологических сходствах и на хронологических изысканиях Пауля Пезрона,40 Ж. — Б. Ле Маскриер датировал момент начала правления Менеса 2904-м годом от сотворения мира и 2969-м годом до рождения Иисуса Христа. По его словам, этот египетский властитель "распространил свое господство на весь Египет", "он умер в 2966 году от сотворения мира, после того, как построил Мемфис, оставив государство Атотису и его двум братьям".41

Далее аббат Ле Маскриер писал, что по прошествии какого-то времени после смерти Менеса три его сына задумали разделить страну между собой. В результате этого на территории Египта образовалось три владения — домэна. Старший сын Менеса — Атотис — взял себе во владение Фиванское государство. Он унаследовал от отца также Тис, главный город нижней Фиваиды. Таким образом, Атотису достался весь верхний Египет. Его брат Несерофес, или Тосострус, "установил свое господство в Мемфисе и стал главой первой мемфисской династии". По словам, Ле Маскриера, "этот монарх является, так сказать, Эскулапом греков. Он обладал совершенным знанием медицины; он изобрел также искусство обтесывания камней для строительства. После своей смерти он почитался египтянами под именем Ора, из которого греки и латиняне произвели имя Орус".42 Третий сын Менеса и брат двух других — Курудес —взял себе при разделе страны Нижний Египет. Так начиналась, по рассказу Ле Маскриера история древнеегипетского государства. Этот рассказ базировался в значительной степени на произведениях Геродота Галикарнасского и Диодора Сицилийского.

В 1773 году в Берлине и в Амстердаме, а в следующем году в Женеве и Лондоне вышли в свет два тома произведения нидерландского историка Корнелиуса де Паува (Cornelius de Pauw, 1739— 1799) "Философские исследования о египтянах и китайцах".43 Данное произведение развивало новый, освобожденный от догм древнееврейского текста Ветхого Завета, взгляд европейских ученых на историю Древнего Египта.

Содержание названной книги было разделено на десять отделов, объединенных в три части. В них описывались различные аспекты общественной жизни Древнего Египта в сравнении с тем, что можно было наблюдать в Китае XVIII века: положение женщин в обществе, состояние населения, религии, изобразительного искусства. Девятый отдел был посвящен древнеегипетскому государственному управлению,44 десятый — заключительный — древнекитайскому. Основному тексту своей книги Корнелиус де Паув предпослал предисловие — "Discours préliminaire", в котором высказал ряд замечаний относительно древней истории Египта, а также свои мнения о трудах европейских ученых, посвященных древнеегипетской хронологии.

"Я рассмотрел в этом произведении то, в чем древние египтяне похожи на современных китайцев, и в чем они отличаются от них",45 — заявлял Корнелиус де Паув на первых страницах своих "Философских исследований о египтянах и китайцах". В результате этого рассмотрения им был сделан вывод о том, что никогда два народа не имели менее сходства между собой, чем египтяне и китайцы.

Из предисловия к указанным "исследованиям" видно, что Корнелиус де Паув весьма критически относился к современным ему хронологистам. "Что касается истории Египта, — писал он, — то она не являлась бы ни столь непонятной, ни столь запутанной, если бы она не была чрезвычайно запутана современными хронологистами, которые имели почти непостижимую пристрастность в желании подогнать египетские анналы к истории евреев".46 Нидерландский историк считал абсурдным утверждение Петавиуса (Пето), приведенное в девятой книге его сочинения "De doctrina temporum", будто "все египетские династии являются сказочными". Он соглашался с высказанным Джоном Маршамом, Паулем Пезроном и другими хронологистами мнением о том, что "эти династии далеко не сказочные, и что иезуит Пето ничего не понимал".47 Ему казалась вполне "правильной" и "разумной" мысль, выраженная в произведениях Дж. Маршама и П. Пезрона о том, что в Египте правили одновременно четыре или пять фараонов. Но, к сожалению, отмечал де Паув, после того, как историки обнаружили, что Египет был в древности очень маленькой по своей территории страной, невозможно поверить в то, что такой порядок правления действительно существовал. Каждый из четырех или пяти фараонов, если бы они правили одновременно, был бы слишком незначительной фигурой.

Критикуя еврейскую трактовку древнеегипетской истории, Корнелиус де Паув отмечал, что первые властители Египта не являются химерой, что "в высокой античности никогда не говорилось ни о Хаме, ни о Месраиме в Египте — стране, которая взяла свое имя из термина Кипт".48 По его мнению, египтяне намного более древний народ, чем евреи. "Чтобы доказать древность египтян, — утверждал нидерландский историк, — нет нужды в династиях Манефона, поскольку она хорошо демонстрируется прогрессом, который сделали их искусства с самых отдаленных времен, и к моменту завоевания македонцами они находились в состоянии, когда им не доставало самой последней степени совершенства, которая состоит часто только в элегантности формы и изяществе вкуса, которых восточные народы никогда не имели и которых они не будут иметь, потому что их органы и расстройство их воображения противодействуют чувствительности".49

Корнелиус де Паув хорошо знал произведения Атанасиуса Кирхера. Ему было известно высказанное этим ученым предположение о том, что в древнюю эпоху египтяне создали на территории Китая свою колонию, и он признавался, что не знает, каким образом оно могло прийти в голову Кирхеру, "несмотря на молчание всех историков и всех памятников древности".50 "Нет в истории Египта эпохи более благоприятной для отправления колонии в Китай, — писал Корнелиус де Паув, — чем время экспедиции Сесостриса, которую я изучал с большим вниманием, и я могу сказать, что это — священная басня, в которой нет ни малейшей реальности. Эта мнимая экспедиция является всего лишь сообщением о ходе солнца, как и о ходе Осириса: видно также, что Сесострис марширует без перерыва с востока на запад".51

Наибольший интерес среди рассуждений Корнелиуса де Паува о Древнем Египте представляют его мысли о существовавшей в этой стране системе правления. "Древнеегипетское правление, — отмечал историк, — было истинно монархическим по форме его конституции,52 поскольку в нем были закреплены ограничения власти суверена, урегулирован порядок наследования в королевской семье и предусмотрено отправление правосудия отдельными органами, которые могли создавать противовес власти фараонов, никогда не имевших правомочия судить или выносить решения по гражданскому делу".53 Особенно большое значении в ограничении власти фараонов Корнелиус де Паув придавал судьям. По его словам, они "давали во время своего вступления в должность страшную клятву, которой обещали не повиноваться королю в случае, когда он своим распоряжением выносит несправедливый приговор".54 Помимо суда противовесом власти фараонов служили в Древнем Египте и другие общественные и государственные институты. В числе последних Корнелиус де Паув называл "Коллегию Тридцати, которая постоянно располагалась в Фивах"; "особые магистраты городов, выносившие решения по некоторым делам"; собрание депутатов из провинций, собиравшихся время от времени в Лабиринте для обсуждения государственных дел, которые по предположению де Паува, относились к финансам. Высказывая это предположение, нидерландский историк ссылался на высказывание Диодора Сицилийского о том, что египетские фараоны не могли произвольно обременять своих подданных любыми налогами.

Важнейшей основой истинно монархической формы правления, существовавшей в Древнем Египте, и барьером, препятствующим ее превращению в деспотизм, Корнелиус де Паув считал закрепленный традицией принцип, в соответствии с которым "ни суверен не мог быть верховным жрецом, ни верховный жрец сувереном".55 Этот принцип дополнялся правилами несменяемости жрецов и наследственности жреческих должностей, которые, по мнению нидерландского историка, также препятствовали установлению в древнеегипетском обществе деспотической формы правления.

В реальной истории Древнего Египта были исключения из этих традиционных правил. Корнелиус де Паув привел в качестве примера такого исключения Сетона, который, заняв должность верховного жреца по праву наследования, взошел еще и на трон фараона. "Две власти оказались тогда соединенными в одном и том же человеке, государство пришло в такой беспорядок, который никогда не мог возникнуть в состоянии обычного равновесия".56 Именно как результат нарушения традиционного порядка осуществления политической власти, предполагавшего равновесие между различными властными институтами, рассматривал Корнелиус де Паув деспотизм правления, существовавшего в Древнем Египте со времен фараона Псамметика до завоевания страны персидским властителем Камбисом.

В своих выводах относительно организации государственной власти в Древнем Египте Корнелиус де Паув опирался почти исключительно на сведения, сообщенные Геродотом Галикарнасским и Диодором Сицилийским. Впрочем, опора на сочинения античных авторов была характерна для всех европейских ученых, стремившихся в изложении древнеегипетской истории выйти за рамки ветхозаветных представлений о ней. В связи с этим в египтологических исследованиях складывалась парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: чем дальше продвигались европейские историки в изучении Древнего Египта, тем в большей мере они ориентировались на материалы по истории этой страны, собранные античными писателями.

Из трудов по истории Древнего Египта, созданных в первой четверти XIX века, наиболее значительными были работы профессора истории Геттингенского университета Арнольда Германа Людвига Геерена (Arnold Hermann Ludwig Heeren, 1760—1842). Главной областью его исторических исследований была политическая и экономическая жизнь древних обществ. Немецкий историк посвятил ее изучению несколько десятилетий.57 Итогом этих его исследований стал семитомный труд под названием "Идеи о политике, обращении и торговле знатнейших народов Древнего Мира", вышедший в свет к 1825 году четырьмя изданиями.58 В 30-е годы данный труд был издан в Париже в переводе на французский язык под несколько измененным названием "О политике и торговле народов Древности".59

Шестой том указанной книги был посвящен Древнему Египту. Он состоял из пяти глав и шести приложений. Первая глава описывала общие наблюдения о Египте и египтянах.60 Вторая глава была посвящена политическому состоянию Древнего Египта.61 Третья — городу Фивы и его памятникам.62 Четвертая — промышленности и торговле египтян.63 Пятая глава носила название "Упадок и падение трона фараонов".64 В качестве приложений к основному тексту данного тома были напечатаны статьи А.Г. Л. Геерена "Сравнение королевских династий Геродота, Диодора и Манефона", "Сообщение о теократии и монархии", "Торговые пути древней Африки" и др.

В начале главы о политическом состоянии Древнего Египта немецкий историк отмечал: "Это исследование охватывает по необходимости два следующих вопроса: какие политические перемены претерпела страна и народ до падения трона фараонов, и какой была организация и конституция государства на протяжении самой блестящей эпохи Египетской империи".65 Содержание данной главы показывает, что главным источником сведений о политической жизни древнеегипетского общества были для А.Г. Л. Геерена произведения Геродота Галикарнасского, Диодора Сицилийского, Иосифа Флавия, Евсевия Кесарийского, Георга Синселла. Однако 20-е и 30-е годы XIX века были переломным временем в развитии египтологии. Успехи в дешифровке древнеегипетских иероглифов, достигнутые в эти два десятилетия, давали египтологам инструмент для получения новых сведений о Древнем Египте, — таких, которых не могли дать сочинения перечисленных выше авторов.

Примечания

— Ссылка на внешний ресурс ставится только при первом упоминании цитируемого произведения на данной странице

— Ссылка на внешний ресурс выше по тексту

1. — См.: Kircher A. Œdipus Ægyptiacus. Tomus I. Romas, 1652. [T.1] [T.1]

2.Ussher J. Annales Veteris et Novi Testamenti. Una cum rerum Asiaticarum et Aegyptiarum chronico. London, 1650. [1] [1847-8] [1847-9] [1847-10] Джеймс Усшер датировал сотворение мира 4004 г. до н. э.

3.Marshamus Joannes. Canon Chronicus jEgyptiacus, Hebraïcus, Grsecus, cum disquisitionibus. London, 1672. [1] В 1676 г. данное произведение было напечатано в Лейпциге, [1] в 1696 г. — во Франкфурте. [1] [2] [3]

4. — Евсевий Памфил высказал данное мнение в своей "Хронике" (см.: Eusebii Pamphili Chronicon bipartitum, nunc primum ex armenico textu in latinum conversum. Venetiis, 1818. P. 201-202). [1]

5. — Традицию отождествления фараона Сезостриса с упомянутым в Ветхом Завете фараоном Шешонком заложил еще Иосиф Флавий, который, желая представить еврейский народ самым древним народом на Земле, искусственно (мошеннически, можно сказать) существенно укоротил египетскую историю, которая в действительности является намного продолжительнее истории евреев.

6. — См.: Perizonius J. Aegyptiarum originum et temporum antiquissimorum investigatio, in qua Marshami chronologia funditus evertitur, turn illae Usserii, Cappelli, Pezronii, aliorumque, examinantur et confutantur. Editio secunda, cui praefationem et alia quaedam addidit C. A. Dukerus. Vol. 1—2. Utrecht, 1736. [1] [2] [3]

7. — Данная работа была опубликована уже после смерти Исаака Ньютона. См.: Newton I. The Chronology of Ancient Kingdoms Amended. London, 1728. [1]

8. — См. о работах И. Ньютона в области хронологии древней истории: Лурье С. Я. Ньютон — историк древности // Исаак Ньютон. Сборник статей к трехсотлетию со дня рождения. М. — Л., 1943. Стр. 271—311. [1]

9. — Ньютон использовал в своем сочинении о хронологии древних государств, по меньшей мере, пять глав произведения Джона Маршама: главу VIII ("Cecrops"), главу XIV ("Ophir"), главу XV ("Olympia"), главу XVI ("Prima Olympias vulgaris"), главу XVII ("Babylon condita").

10.Rollin Ch. Histoire ancienne T. 1-12. Paris, 1730-1738. В 1792 г. Данное произведение вышло в свет в переводе на итальянский язык (Rollin С. Storia antica. T. 1-12. Genova. 1792). В 1821-1822 гг. в Париже было напечатано новое издание "Древней истории" Ш. Роллина (Œuvres completes de Rollin. Nouvelle édition. Histoire ancienne. T. 1—6. Paris, 1821; T. 7—12. Paris, 1822 [T.1] [T.2] [T.3] [T.4] [T.5] [T.6] [T.7] [T.8] [T.9] [T.10] [T.11] [T.12]). Одновременно с первыми шести томами "древней истории" вышли в свет четыре тома исследовательских работ историка (Œuvres completes de Rollin. Nouvelle édition. Traité des etudes. T. 1—4. Paris, 1821 [T.1] [T.2] [T.3] [T.4]). Это собрание было дополнено новым изданием двенадцатитомной "Римской истории" Ш. Роллина (Œuvres completes de Rollin. Nouvelle édition. Histoire romaine. T. 1—9. Paris, 1823; T. 10—12. Paris, 1824 [T.1] [T.2] [T.3] [T.4] [T.5] [T.6] [T.7] [T.8] [T.9] [T.10] [T.11] [T.12]), a также томом "Исторических объяснений сделанных в связи с произведениями Роллина" Антуаном Летронном (Éclaircissements historiques faisant suite aux œuvres de Rollin. Par M. Letronne, member de l'Institut. Paris, 1825 [T.1]).

11.Rollin Ch. Œuvres completes. Nouvelle édition. Histoire ancienne. T. 1. Paris, 1821. P. 93.

12. — Ibid.

13. — Время сотворения мира тогдашние европейские историки определяли в то время датой, установленной Джеймсом Усшером. Ирландский хронологист полагал, что мир был сотворен в 4004 году до н. э. До Дж. Усшера 4004 г. до н. э. называл в качестве момента сотворения мира авторитетный средневековый еврейский мыслитель Ашер Бен-Иехиель (ок. 1250—1327). По византийской, константинопольской традиции, которая была принята на Руси, датой сотворения мира считался 5508 г. до н. э., по иудейской — 3761 г. до н. э. Секст Юлий Африканский дату сотворения мира определял 5500-м г. до н. э., Евсевий Кесарийский — 5199-м г. до н. э. По замечанию нидерландского историка XVIII в. Корнелиуса де Паува, в его время насчитывалось сто семьдесят (!) различных систем хронологии (см.: Pauw С. de. Recherches philosophique sur les égyptiens et les chinois. T. I. A Berlin, 1773. P. 18-19). [T.1] [T.2]

14.Rollin Ch. Œuvres completes. Nouvelle édition. Histoire ancienne. T. 1. Paris, 1821. P. 94.

15. — См.: Ibid. P. 95.

16. — Ibid. P. 98.

17. — Ibid. P. 94.

18. — Здесь Сегюр дает примечание: "Первая эпоха продолжалась 1663 года".

19. — По мнению Л. — Ф. Сегюра эта дата соответствует 2188-му году до Иисуса Христа.

20. — Примечание: Вторая эпоха продолжалась 202 года".

21. — Примечание: "Третья эпоха продолжалась 293 года".

22.Ségur L. — Ph. Histoire universelle, ancienne et moderne. Histoire ancienne. T. 1. Histoire d'Egypte d'Asie et de Perse. Bruxelles, 1822. P. 35. [T.1]

23.Rollin Ch. Œuvres completes. Nouvelle édition. Histoire ancienne. T. 1. Paris, 1821. P. 95.

24.Ségur L. — Ph. Histoire universelle, ancienne et moderne. Histoire ancienne. T. 1. Histoire d'Égypte d'Asie et de Perse. Bruxelles, 1822. P. 35-36.

25. — Histoire universelle de Diodore de Sicile. Traduite en François. Par Monsieur l'Abbé Terrasson, de l'Academie Françoise. T. 1—2. Paris, 1737; T. 3—4. Paris, 1741; T. 5-7. Paris, 1744. [T.1] [T.2] [T.3] [T.4] [T.5] [T.6] [T.7]

26. — Имеется в виду Иосиф Скалигер (Josephus Justus Scaliger, 1540—1609), французский хронологист, автор произведения "Opus novum de emendatione temporum in octo libres tribitum", впервые опубликованного в Париже в 1583 г., [1] [2] и заложившего, по мнению европейских историков, фундамент современной научной хронологии. Второе, существенно переработанное и исправленное издание этой книги вышло в свет в 1598 г. (см.: Scaliger J. J. Opus de emendatione temporum. Leiden, 1598). [1629] Будучи протестантом, Иосиф Скалигер способствовал возрождению в среде европейских интеллектуалов интереса к произведениям таких языческих историков как Манефон и Беросс. См. о нем: Grafton A. Joseph Scaliger. A Study in the History of Classical Scholarship. Vol. 1. Oxford, 1983. Vol. 2. Oxford, 1993. [T.1] [T.2]

27. — Имеется в виду французский хронологист Дионисиус Петавиус (иногда — Денис Пето) (Dionysius Petavius, Denis Petau, 1583—1652), автор произведения "Opus de Doctrina Temporum", первая часть которого была опубликована впервые в 1627 г., продолжение — в 1628 г., а сокращенный вариант под названием "Rationarum Temporum in partes duas" — в 1633 г. [T.1-1758] [T.2-1758] В 1659 г. вышло в свет английское издание основного труда Д. Петавиуса (The history of the world or, an Account of Time. Compiled by the Learned Dionisius Petavius and continued by others to the Year of Our Lord, 1659. Together with a geographicall description of Europe, Asia, Africa and America. London, 1659 [1]).

28.Bougainville J. — P. de. Éloge de M. Fréret // Histoire de l'Académie Royale des Inscriptions et Belles Lettres. Paris, 1756. T. 23. P. 315.

29.Fréret N. Réflexions sur l'étude des anciennes histoires, & sur le degré de certitude de leurs preuves // Histoire de l'Académie Royale des Inscriptions et Belles Lettres. Paris, 1729. T. 6. P. 146-189.

30. — При этом Николас Фрерэ соглашался с целым рядом их свидетельств — в частности, с тем, что греки заимствовали свои мифы у египтян.

31.Le Masaier J. — В. Idée du government ancien et moderne de l'Egypte; avec la description d'une nouvelle pyramide et de nouvelles remarques sur les mœurs et les usages des habitans de ce pays. Premier partie. Paris, 1743. [T.1] Seconde partie. Paris, 1743. На титуле данной книги, изданной, как здесь указывается, "с одобрением и по привилегии Короля", ее автор обозначен буквами "M. L. L. М.", которые расшифровываются, по-моему, следующим образом: "Monsieur L'abbé Le Mascrier".

32.Le Masaier J. — B. Idée du government ancien et moderne de l'Egypte... Premier partie. Paris, 1743. P. XCVII-XCVIII.

33.Le Mascrier J. — В. Idée du government ancien et moderne de l'Egypte... Premier partie. Paris, 1743. P. 1—3.

34. — По словам Ж. — Б. Ле Маскриера, папа Петавиус (Le P. Petau) "уронил себя другим эксесом, трактуя эти династии сказочными" (Le Mascrier J. — В. Idée du government ancien et moderne de l'Egypte... Premier partie. Paris, 1743. P. 15).

35. — Ibid. P. 15-16.

36. — Ibid. P. 16.

37.Le Mascrier J. — В. Idée du government ancien et moderne de l'Egypte... Premier partie. Paris, 1743. P. 23-25.

38. — Ibid. P. 25.

39. — Ibid. P. 26-27.

40. — Пауль Пезрон (Paul Pezron, 1639—1706) — французский историк и теолог, доктор факультета теологии в Парижском университете. В произведении "О древности времени, восстановленной и защищенной против евреев и новых хронологистов" выступил с критикой хронологии еврейского текста Библии (см.: Pezron P. De l'Antiquité des tems rétablie et défendue contre les Juifs & les nouveaux chronologistes. Paris, 1687 [1]). Это произведение подверглось в свою очередь критике со стороны французских теологов Жана Мартьянэя (Jean Martianay, 1647—1717) и Мишеля Ле Квиена (Michel Le Quien, 1661 -1733). Ж. Мартьянэй опубликовал книгу "Защита еврейского текста и хронологии Вульгаты против книги "О древности времени, восстановленной..." (Martianay J. Défense du texte hébreu et de la chronologie de la Vulgate contre le livre "De l'Antiquité du temps rétablie...". Paris, 1689 [1]). В ответ на эту книгу Пауль Пезрон напечатал сочинение "Защита древности времени, или в поддержку традиции пап и церкви, против традиции Талмуда; и где раскрыта испорченность древнееврейского языка иудеев" (См.: Pezron Р. Défense de l'antiquité des tems, ou l'on soûtient la tradition des pères & des églises, contre celle du Talmud; et où l'on fait voir la corruption de l'Hébreu des Juifs. Paris, 1691 [1]). Ж. Мартьянэй ответил на нее новой своей книгой (см.: Matiianay J. Continuation de la Défense du texte hébreu et de la Vulgate véritables traditions des Églises chrétiennes, et par toutes sortes d'anciens monuments hébreux, grecs et latins contre Isaac Vossius... et contre les livres du Paul Pezron... Paris 1693 [1]). Пауль Пезрон известен также как автор произведения "Древность народа и языка кельтов, называемых по-другому галлами", вышедшего в свет на французском языке в 1703 г. и в переводе на английский — в 1706 г. (см.: Pezron P. Antiquité de la Nation, et de la langue des Celtes, Autrement appeliez Gaulois. Paris, 1703 [1]; Pezron P. The Antiquities of Nations; More Particularly of the Celtce or Gauls, Mr. D. Jones, translator (London, 1706).

41.Le Mascrier J. — B. Idée du government ancien et moderne de l'Egypte... Premier partie. Paris, 1743. P. 27.

42.Le Mascrier J. — B. Idée du government ancien et moderne de l'Egypte... Premier partie. Paris, 1743. P. 28-29.

43. — Я работал с берлинским изданием первого тома и амстердамским изданием второго тома названной книги К. де Паува. Они имеются в научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова. См.: Pauw С. de. Recherches philosophiques sur les Égyptiens et les Chinois. T. I. À Berlin, 1773; T. II. A Amsterdam et à Leyde, 1773. [T.1] [T.2] Вместо фамилии автора на титулах данных изданий обозначено "par Mr. de ρ***". На титуле второго тома, изданного в Амстердаме, к этому обозначению добавлены слова "auteur des Recherches philosophique sur les américans". В данном случае указано наиболее известное в настоящее время (по причине своего антиамериканизма) произведение Корнелиуса де Паува "Философские исследования об американцах" (Pauw С. de. Recherches philosophiques sur les américaines ou mémoires intéréssants pour servir a l'histoire de l'espèce humaine. T. 1—3. Berlin, 1768— 1770). Оно имеет продолжение, которое было напечатано в Лондоне в 1774 году (см.: Pauw С. de. Défense des "Recherches philosophiques sur les Américains". Londres, 1774). Сальваторе Ротта в примечании к своей статье, посвященной книге К. де Паува "Философские исследования о египтянах и китайцах", указывает, что в 1770 г. в Берлине были напечатаны два тома исследований К. де Паува только о египтянах, и что это редчайшее издание хранится в настоящее время в Нью-Йоркской публичной библиотеке ("Un'edizione delle sole Recherches sur les Egyptiens (2 voll. in-12°, Berlino 1770) è segnalata nella New York Public Library"). См.: Rotta S. Egiziani e cinesi a confronto. Intorno aile Recherches philosophiques sur les Egyptiens et les Chinois di Cornelius de Pauw (1773) //La geografia dei saperi. Scritti in memoria di Dino Pastine, a cura di D. Ferraro, G. Gigliotti. Firenze, Le Lettere, 2000. P. 267. Сам С. Ротта пользовался при написании своей статьи изданием книги К. де Паува, вышедшим в Париже в 1795 г.

44. — См.: Pauw С. de. Recherches philosophique sur les égyptiens et les chinois. T. II. A Amsterdam et a Leyde, 1773. P. 228-289.

45.Pauw C. de. Recherches philosophique sur les égyptiens et les chinois. T. I. A Berlin, 1773. P. 3.

46. — Ibid. P. 18.

47. — Ibid. P. 19.

48.Pauw С. de. Recherches philosophique sur les égyptiens et les chinois. T. II. À Amsterdam et a Leyde, 1773. P. 257.

49. — "On n'a pas besoin des Dynasties de Manéthon pour prouver l'antiquité des Égyptiens; puisqu'elle est bien démontrée par les progrès qu'avoient fait chez eux les Arts des temps les plus reculés; et a la conquête des Macédoniens, on les trouva dans un état où il ne leur manquoit plus le dernier degré de perfection, qui ne consiste souvent que dans une elegance de la forme et une finesse de gout, que les Orientaux n'ont jamais eue et qu'ils ne sauroient avoir; parce que leur organs et le désordre de leur imagination s'y opposent sensiblement" (ibid. P. 258-259).

50.Pauw C. de. Recherches philosophique sur les égyptiens et les chinois. T. I. À Berlin, 1773. P. 24-25.

51. — Ibid. Р. 27-28.

52. — В данном случае под словом "constitution" К. де Паув подразумевает не основной закон государства, а исторически сложившееся, закрепленное традицией, распределение властных полномочий между различными политическими институтами.

53.Pauw С. de. Recherches philosophiques sur les Égyptiens et les Chinois. T. II. À Amsterdam et a Leyde, 1773. P. 249.

54. — Ibid.

55.Pauw С. de. Recherches philosophiques sur les Égyptiens et les Chinois. T. II. À Amsterdam et a Leyde, 1773. P. 250.

56. — Ibid. P. 251.

57. — Одной из первых книг, обобщавших результаты исследований А.Г. Л. Геерена в указанной области была книга объемом в 634 страницы, которая называлась "Руководство по истории государств древности: с особым вниманием к их конституциям, их торговле и их колониям", изданная в 1817 г. в Геттингене. См.: Heeren A. H. L. Handbuch der Geschichte der Staaten des Alterthums: mit besonderer Rücksicht auf ihre Verfassungen, ihren Handel und ihre Colonien. Göttingen, 1817. [1]

58. — См. его четвертое издание: Heeren A. H. L. Ideen über die Politik, den Verkehr und den Handel der vornehmsten Volker der Alten Welt. Bd. 1—7. Göttingen, 1825.

59.Heeren A H. L. De la politique et du commerce des peoples de l'Antiquité / Traduit de l'allemand sur quatrième et derniere edition par W. Suckau. T. 1 — 7. Paris, 1830-1834.

60.Heeren A. H. L. De la politique et du commerce des peoples de l'Antiquité. T. 6. Paris, 1834. P. 54-100. [1]

61. — Ibid. P. 101-213.

62. — Ibid. P. 214-382.

63. — Ibid. P. 383-427.

64. — Ibid. P. 428-446.

65.Heeren A. H. L. De la politique et du commerce des peoples de l'Antiquité. T. 6. Paris, 1834. P. 101.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку