Материалы по истории астрономии
Томсинов В. А. Краткая история египтологии / М.: Издательство "Зерцало": Издательский дом "Вече", 2004

Томсинов В. А.

Краткая история египтологии


Часть первая

Возвращение к началам

"Короче говоря, милорд, все эти научные системы — не что иное, как заколдованные замки: они кажутся чем-то реальным, а в действительности — лишь видимость, и, подобно этим замкам, они исчезают без следа, как только снято заклятие.

Чтобы разрушить чары, нужно вернуться к началу. Это выражение может показаться странным., но в нем есть свой смысл.

Мы должны тщательно и беспристрастно исследовать основания, и когда обнаружим, что они маловероятны или вовсе невероятны, будет нелепо ожидать чего-либо лучшего в воздвигнутом на таком фундаменте сооружении".

Лорд Болингброк.

"Письма об изучении и пользе истории".

Древний Египет:

сведения общего характера

1. Название страны. Слово "Египет" (на английском языке — "Egypt", на немецком — "Ägypten", на французском — "Egypte") происходит от древнегреческого термина "Айгюптос". Во времена Гомера древние греки называли этим словом реку Нил1. Впоследствии оно стало употребляться для наименования страны2, располагающейся по обеим сторонам данной реки, которая свою очередь получила у греков название "Нейлос". Историк Геродот Галикарнасский, живший в V веке до н. э., называл Египтом страну, а Нилом — реку, протекающую по ее территории. Во второй книге его "Истории" приводятся факты, объясняющие каким образом слово, применявшееся для названия реки, стало использоваться для наименования территории, прилегающей к ней. Геродот пишет, в частности, что ионяне в его время "только одну Дельту считают Египтом" и вслед за тем отмечает, что "Дельта — наносная земля" (Геродот. II, 15).3 Указав, что древнейшим властителем из людей в Египте был Мин, Геродот сообщает далее: "В его время весь Египет, кроме Фиванской области, являлся болотом и вся местность, лежащая теперь ниже озера Мериды, находилась под водой... И действительно, всякий здравомыслящий человек (даже если он об этом раньше и ничего не слышал) с первого взгляда убедится, что Египет, куда эллины плавают на кораблях, недавнего происхождения и является даром реки" (Геродот. II, 5)4. В современных исторических трудах данное высказывание Геродота иногда понимается в том смысле, что река составляла фундамент египетской экономики5. В действительности, называя Египет "даром реки", греческий историк вкладывал в это определение самый что ни на есть прямой смысл — река образовала пространство суши, ставшее территорией страны. Именно так понимал высказывание Геродота греческий историк-географ Страбон Каппадокийский, живший на рубеже I века до н. э. — I века н.э. Об этом свидетельствует следующий отрывок из его "Географии": "Реки несут ил вниз по течению, так что эти равнины являются как бы их порождениями, и совершенно правильно сказано, что равнины принадлежат рекам. Это высказывание Неарха6 тождественно тому, что Геродот говорит о Ниле и о прилегающей к нему области, что она — дар Нила. На этом основании Неарх правильно замечает, что Нил называли тем же именем, что и египетскую страну" (Страбон. XV, 16)7. Древнегреческий писатель Павсаний (ок. 110—180 г. н. э.) также отмечал, что "дельта в Египте образуется не морем, а рекою Нилом" (Павсаний. VI. 26. 9)8.

Из приведенных высказываний древнегреческих историков становится вполне понятным, каким образом название реки превратилось в название страны. В таком случае неясным остается лишь происхождение самого термина "Египет (Айгюптос)". По мнению большинства историков, он образовался от словосочетания "Хет-ка-Птах (дом двойника бога Птаха)", которым древние египтяне обозначали город, являвшийся в течение многих веков резиденцией правителей их страны. В исторической литературе этот город более известен под древнегреческим названием "Мемфис". Но некоторые историки полагают, что слово "Египет" произошло от имени города Коптос или Гуптос. Это имя породило слово "копты", которым еще в XIX в. обозначались коренные жители Египта, а также турецкое название долины Нила — Гипт9.

На языке древних евреев Египет именовался "Мисраимом"10, жители Вавилона знали его как "Мусур", эфиопы — как "Габаза" или "Месра". Арабы, захватившие Египет в VII в., называли его "Миср"11 или "Маср".

По свидетельству уроженца Северной Африки Льва Африканского (конец XV — первая половина XVI в.), те, кто жил в Египте в указанное время, называли данную страну "аль-Кибт": они говорили, что "Кибт был первым, кто начал властвовать над этой страной и построил там дома12. Сами себя эти жители обозначали таким же термином, отмечал Лев Африканский, добавляя при этом, что от "подлинных египтян остались только христиане, которые живут там в настоящее время. Все остальные приняли веру Мухаммеда и породнились с арабами и африканцами13.

Древние же египтяне называли свою страну "Землей Возлюбленной" или "Землей Олив". Но чаще всего они использовали в этом случае слово "Кемет"14, означающее "Черная земля". Себя древние египтяне именовали соответственно "кеми" — "люди черной земли".

Резиденция древнеегипетских правителей — столица государства — неоднократно перемещалась на протяжении истории Древнего Египта из одного города в другой. Но самыми крупными столичными городами были Мемфис, Фивы, Гелиополь.

Столицей современного Египта является город Каир. Это название произошло от арабского наименования Египта, звучавшего как "Маср". "Когда современный город был основан в десятом столетии, его отличали эпитетом el Kahireh, "победоносный", от более старого города Masr el Atikeh. Итальянцы убрали h, которое они не могли произносить, заменили арабское el на свое, обозначающее мужской род, il и таким образом создали название il Cairo15.

2. Географическое положение. Плодородная почва Древнего Египта действительно отличалась черным цветом, поскольку формировалась в процессе ежегодных разливов реки Нил. Эта река имела огромное значение в экономике древнеегипетского общества. Она создавала благоприятные условия для земледелия, скотоводства и торговли. Во многом именно Нилом определялась конфигурация территории Древнего Египта. Страбон писал в своей "Географии": "Одним словом, Египет состоит только из речной области, именно из самого крайнего её пространства по обеим сторонам Нила, которая, начинаясь от границ Эфиопии и простираясь до вершины Дельты, редко где-либо занимает непрерывно обитаемое пространство шириной в 300 стадий16. Таким образом, высохшая после разлива страна в длину, за исключением более значительных отклонений, имеет сходство с лентой пояса. Эту форму дают горы по обеим её сторонам, простирающиеся от Сиенской области до Египетского моря; ибо на каком расстоянии простираются эти горы и отстоят друг от друга, на таком же расстоянии суживается или расширяется река и придает различную форму обитаемой земле" (Страбон. XVII, 4)17.

Перед впадением в Средиземное море Нил распадался на несколько рукавов, образуя обширную долину. Вследствие этого Древний Египет разделялся на две географически обособленные части — узкий по ширине и вытянутый в длину Верхний Египет и располагавшийся севернее18 дельтовидный Нижний Египет.

Размеры территории древнеегипетского государства менялись в различные эпохи его истории. Она могла расширяться в результате успешных завоевательных войн или уменьшаться вследствие поражений в войнах. По оценке Геродота территория этой страны в своем самом широком месте — на побережье Средиземного моря — имела протяженность в 3 600 стадий (около 640 км), в самом же узком месте — в Верхнем Египте — её протяженность не превышала 200 стадий (приблизительно 36 км). В длину же Египет вытягивался от моря до своего самого крупного города в верхнем течении Нила на общее расстояние 7 920 стадий (приблизительно 1400 км).19

3. Египет — древнейшее государство в мировой истории. Легенда об Атлантиде. В современной исторической науке господствует мнение о том, что именно на территории Египта возникло самое первое в истории человечества классовое общество и государство.20 Время его появления относится большинством исследователей к XXXIV—XXXI столетиям до н.э.21 Указанными столетиями датируется и начальный этап существования самого раннего классового общества и государства на территории Месопотамии.22 Зарождение государственности в Древней Индии — в рамках так называемой Хараппской цивилизации — связывается с XXV—XXIII столетиями до н. э.23, древнейшей государственности (династии Ся) в Древнем Китае — с XXIII столетием до н.э.24 Однако изучение древнейших обществ продолжается, и новые археологические раскопки на территории Египта, Индии, Китая, Месопотамии могут дать материал, существенно меняющий наши представления как о времени возникновения самых ранних в истории человечества государств, так и о содержании процессов классообразования и государствообразования.

В некоторых из дошедших до нас сочинений древних писателей приводятся сведения, согласно которым могущественные державы и развитые цивилизации существовали на Земле 11—12 тысяч лет назад. На основании этих сведений можно предположить, что цивилизации, называемые нами "древними", не были на самом деле первыми в мировой истории цивилизациями: они сложились на развалинах предшествовавших им — еще более древних цивилизаций, погибших в результате каких-то природных катастроф.

Одним из таких сочинений, в котором говорится помимо прочего и о Древнем Египте, является диалог древнегреческого философа Платона "Тимей". Его содержание построено в виде беседы четырех известных афинян: Сократа, Тимея, Крития и Гермократа. Во время этой беседы Критий пересказывает древнее предание, которое он слышал в своем детстве от какого-то старца. Согласно данному преданию, знаменитый мудрец и государственный деятель Афин Солон, возвратившись из Египта,25 поведал об удивительных фактах из истории греков и египтян, сообщенных ему египетскими жрецами.

Пребывая среди жрецов г. Саиса и желая узнать у них какие-либо сведения о прошлом Египта, Солон рассказал им однажды греческие мифы о событиях, происходивших в самые древние времена истории Греции. В ответ на его рассказ один из жрецов воскликнул: "Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!...Какое бы славное или великое деяние или вообще замечательное событие ни произошло, будь то в нашем краю или в любой стране, о которой мы получаем известия, все это с древних времен запечатлевается в записях, которые мы храним в наших храмах; между тем у вас и прочих народов всякий раз, как только успеет выработаться письменность и все прочее, что необходимо для городской жизни, вновь и вновь в урочное время с небес низвергаются потоки, словно мор, оставляя из всех вас лишь неграмотных и неученых. И вы снова начинаете все сначала, словно только что родились, ничего не зная о том, что совершалось в древние времена в нашей стране или у вас самих".26 И далее жрец сообщил Солону, что девять тысяч лет назад государство, "ныне известное под именем Афин", было первым по военному могуществу и превыше сравнения стояло по совершенству своих законов. Что эти законы были восприняты Египетским государством, которое возникло на тысячу лет позднее вышеуказанной древнегреческой державы. Что помимо законов Египет перенял у последней также и социальную организацию — деление общества на сословие жрецов, "обособленное от всех прочих", воинское сословие, сословие ремесленников, сословия пастухов, охотников и земледельцев. Наконец, Солону было сказано, что в те далекие времена древнегреческая держава сумела выстоять и победить в борьбе против завоевателей, пришедших с острова Атлантида. И что тем самым она спасла от угрозы рабства и другие народы. Завершая это свое повествование о древнейших событиях, жрец сказал: "Но позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину".27

В дополнение к приведенному рассказу египетского жреца следует заметить, что сами древние египтяне считали себя народом родственным грекам. Возможно, эта родственность древних египтян с древними греками была родством по крови. Некоторые основания для такого предположения существуют.28 Многие древнеегипетские боги были одновременно богами и древних греков.29 Например, в г. Саисе, в котором Солон беседовал с египетскими жрецами, существовал храм греческой богини Афины:30 она являлась одновременно и египетской богиней по имени Нейт.31

О могущественной державе, центром которой был остров Атлантида, рассказывается и в диалоге Платона "Критий".32 Здесь описывается устройство резиденции ее верховных властителей, порядок управления ею. И в диалоге "Тимей", и в диалоге "Критий" Египет представляется в качестве одной из провинций указанной державы.33

Все эти сведения, отраженные в названных диалогах Платона, носят, конечно же, сугубо легендарный характер. Платон и сообщал их именно как легенду — как передававшееся из века в век предание. Тем не менее, рассказ о том, что 10—11 тысяч лет назад на острове, именовавшемся Атлантидой, существовало "удивительное по величине и могуществу"34 государство, распространявшее свою власть на многие окружавшие его страны, в том числе и на территорию Египта, вряд ли является полным вымыслом. Все древние легенды основаны, как правило, на каких-то действительно происходивших событиях. И в данном рассказе приводится ряд таких подробностей об Атлантиде, которые весьма похожи на реальные исторические факты.35

Факт существования развитой цивилизации в эпоху, предшествовавшую по времени известным ныне обществам Древнего Востока, упоминается во многих древневосточных религиозных произведениях. При этом все они сходятся в том, что указанная цивилизация погибла в результате какого-то грандиозного катаклизма — наводнения или землетрясения.

Древневосточные предания о развитой человеческой цивилизации, существовавшей за десять и более тысяч лет до начала христовой эры, противоречили представлениям о древней истории человечества, закрепленным в Ветхом Завете. Поэтому христианские идеологи вели борьбу с ними: объявляли ложными всякие сказания об этой цивилизации, уничтожали манускрипты, в которых содержались какие-либо рассказы о ней. Русский теософ Е.П. Блаватская писала об этом следующее: "Дни Константина36 были последним поворотным пунктом в истории, периодом чрезвычайной борьбы, закончившейся в Западном Мире удушением древних религий во славу новой, созданной на их трупах. С тех пор началось насильственное и неукоснительное, всеми правыми и неправыми мерами проводимое, сокрытие от любопытства потомства перспектив в далекое прошлое, за пределы Потопа и Сада Эдема. Каждый вход был заделан, каждый рекорд (письменный памятник — В. Т.), на который можно было наложить руки, был уничтожен".37

Однако христианские идеологи не смогли полностью искоренить память о добиблейской человеческой истории. В 1652 году иезуитский ученый-энциклопедист, знаток многих восточных языков Атанасиус Кирхер38 признавался в своей книге "Египетский Эдип" в том, что долгое время считал рассказы об Атлантиде простыми баснями, но после того, как ему удалось лучше узнать восточные языки он пришел к убеждению, что все эти легенды, в конечном итоге, должны быть лишь развитием великой истины.39

По данным современной палеографии 11—12 тысяч лет назад действительно произошла некая глобальная природная катастрофа, совпавшая с концом последнего ледникового периода. Названное время удивительно совпадает со временем гибели цивилизации Атлантиды, обозначенным в диалоге Платона "Тимей".

Как бы то ни было, результаты археологических раскопок, проводимых в последние десятилетия на территории Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, заставляют все дальше в прошлое отодвигать время возникновения здесь первых государств. Думается, по мере изучения останков древних цивилизаций будет появляться все больше оснований для коренного пересмотра господствующих ныне представлений о древней истории человечества.

Египтологи давно уже обратили внимание на то, как быстро на территории Древнего Египта в середине IV тысячелетия до н.э. произошел переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу и государству. "Все, что дошло до нас от того времени, — пишет У.Б. Эмери, — указывает на существование хорошо организованной и даже процветающей цивилизации. Все это было достигнуто за сравнительно короткое время. Такой вывод напрашивается потому, что мы не имеем почти никаких данных, которые свидетельствовали бы о длительном переходном или подготовительном периоде и послужили бы историческим фоном для развития письма и архитектуры".40 Сам У.Б. Эмери главной причиной резкого скачка в развитии древнеегипетского общества на ранних этапах его истории считал вторжение в долину Нила нового народа, который якобы и принес с собой основы высокой цивилизации.41 Подобное объяснение быстроты возникновения на территории Древнего Египта развитой цивилизации дает и английский египтолог А. Гардинер.42

Однако, некоторые весьма авторитетные зарубежные египтологи отрицают факт стимулирующего воздействия на становление древнеегипетской цивилизации какой-либо чужой, более высокой по уровню своего развития, культуры.43 По их мнению, цивилизация Древнего Египта сложилась спонтанно в результате постепенной эволюции самого древнеегипетского общества и государства.

С моей точки зрения, на основе тех скудных знаний о начальных этапах древнеегипетской истории, которые имеются ныне в распоряжении египтологов, разрешить подобные вопросы невозможно. В данном случае можно высказывать лишь предположения. Быстрота перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу и государству на территории Древнего Египта в середине IV тысячелетия до н.э. вполне может быть объяснена не нашествием чужеплеменников и воздействием чужеземной культуры, а рядом иных причин. Возможно, протекавший здесь в указанное время процесс классообразования и государствообразования был повторным процессом. Вполне могло быть, что классовое общество и государство уже существовали в Древнем Египте в далекие времена. Но затем в силу каких-то катастрофических событий эта цивилизация погибла. И происходившие в древнеегипетском обществе в середине IV тысячелетия до н.э. процессы классовой дифференциации и формирования органов публичной власти являлись процессами не возникновения, а восстановления государства в Древнем Египте — возрождения древнеегипетской цивилизации. Именно по этой причине египтологи не имеют "почти никаких данных, которые свидетельствовали бы о длительном переходном или подготовительном периоде" древнеегипетского общества от первобытнообщинного строя к классовому обществу и государству.

По сообщению Геродота, египетские жрецы, рассказывая о стародавних временах, объясняли ему, что со времени первого египетского властителя и до правления жреца Гефеста по имени Сетос, вступившего на трон фараона Древнего Египта через 50 лет после изгнания эфиопской династии (т. е. приблизительно на рубеже VII—VI веков до н. э.), "прошло 341 поколение людей и за это время было столько же верховных жрецов и царей" (Геродот. II, 142). Древнегреческий историк сосчитал, что это составляет 11 340 лет, если брать по три поколения в столетие.44 Диоген Лаэртский (Diogenes Laertius, конец II — первая половина III в. н. э) во вступлении к своему трактату "Жизнь философов (Vitae philosophorum)" отмечал, что, по уверению египтян, "начинателем философии, хранимой жрецами и пророками, был Гефест, сын Нилуса45; а от него до Александра Македонского прошло 48 863 года, и за это время было 373 солнечных затмения и 332 лунных" (Диоген Лаэртский. I, 1—2).46 Античный писатель Мартиан Капелла (Capeila Martianus Minneus Felix, конец IV — первая половина V в. н. э.) сообщал о том, что египтяне более 40 000 лет вели астрономические наблюдения. Подобных фактов, свидетельствующих о том, что корни древнеегипетской цивилизации уходят в прошлое на десятки тысяч лет, довольно много в произведениях античных и средневековых авторов. И не исключено, что они несут в себе не только миф, но также истину.

Примечания

— Ссылка на внешний ресурс ставится только при первом упоминании цитируемого произведения на данной странице

— Ссылка на внешний ресурс выше по тексту

1. — См.: Гомер. Одиссея. IV, 477: "Знай, что тебе суждено не видать ни

возлюбленных ближних

В светлом жилище своем, ни желанного края отчизны

Прежде, пока ты к бегущему с неба потоку Египту

Вновь не придешь и обещанной там не свершишь гетакомбы

Зевсу и прочим богам, беспредельного неба владыкам".

(Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреческого В.А. Жуковского. М, 1981. С.77).

Гомер. Одиссея. XIV, 257: "Не был корабль поврежден; нас, здоровых, веселых и бодрых,

По морю мчали они, повинуясь кормилу и ветру.

Дней через пять мы к водам светлоструйным потока Египта

Прибыли: в лоне потока легкоповоротные наши

Все корабли утвердив, я велел, чтоб отборные люди

Там, на морском берегу, сторожить их остались..." (там же. С. 218). См. также: Гомер. Одиссея. IV, 581; XVII, 427 (там же. С. 80, 265).

2. — По-видимому, название "Египет" распространилось на эту страну уже во времена Гомера. На эту мысль наводит следующий стих из его "Одисceй"(XVII, 424—428), в котором слово "Египет" используется для обозначения и страны (в первом случае), и реки:

"Все уничтожил Кронион — была, без сомненья, святая

Воля его, чтоб с дружиной отважных добытчиков поплыл

в отдаленный Египет (он там приготовил мне гибель).

В лоне потока Египта легкоповоротные наши

Все корабли утвердив..." (там же. С. 265).

3.Геродот. История в девяти книгах / Перевод и примечания Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1993. С. 84 [1]

4. — Геродот. История. С. 81. В тексте книги Геродота, изданной на русском языке, перед словом "Египет" в приведенной фразе стоит заключенное в квадратные скобки слово "Нижний", а после слова "реки" — слово "Нил" также в квадратных скобках. Сам Геродот писал в данном случае слово "Египет" без добавления к нему определения "Нижний" и реку не называл "Нилом".

5. — "По словам Геродота, Египет — "дар Нила", ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой всей хозяйственной деятельности", — говорится, например, в книге "Древние цивилизации" (Древние цивилизации / Под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. С. 37). "Классическое определение Геродота "Египет — дар Нила" имеет абсолютно точное значение. Плодородие наносных (аллювиальных) почв долины Нила зависело от периодических разливов реки", — пишет В.Г. Борухович (Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. СПб., 2002. С. 24). "Речной бассейн страны обязан своим существованием, плодородием и красотой протекающей через нее огромной исторической реке Нил. Поэтому Египет в древности назывался даром Нила", — такое утверждение содержится в анонимной (т. е. без указания авторов) книге "Библейская энциклопедия", вышедшей в издательстве "Локид-Пресс" (М, 2002. С. 188

6. — Командующий флотом в армии Александра Македонского.

7.Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комментарии Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1994. С. 644. [1]

8.Павсаний. Описание Эллады. Т. 2. Спб., 1996. С. 112. [1]

9. — См. об этом: Морозов Н. А. Христос. Кн. 6. Из вековых глубин (части IV-VIII). М„ 1998. С. 632.

10. — По преданию, изложенному в книге "Бытие" Ветхого Завета, египетский народ распространился от Мицраима — сына Хама и внука Ноя. В русском хронографическом своде XV в. Мицраим называется Местраимом. При упоминании о нем отмечается, что "от негоже въстрии и египтяне" (Летописец Еллинский и Римский / Вступит, статья, археографический обзор и критический аппарат О.В. Творогова. Спб., 1999. Т. 1. С. 6).

11. — См.: Лев Африканский. Африка — третья часть света. Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть / Пер. с итальянского, комментарий и статья В.В. Матвеева. Л., 1983. С. 316. Современные египтяне, говорящие на арабском языке, иногда также называют свою страну "Маср" или "Миср".

12.Лев Африканский. Африка — третья часть света. С. 316.

13. — Там же.

14. — Сочетания иероглифов, которыми древние египтяне обозначали указанные названия своей страны, приводятся в книге "Мумия" английского египтолога Э.А. У. Баджа (Бадж Э.А. У. Мумия. Спб., 2001. С. 17-18). Современные египтяне, говорящие на арабском языке, называют свою страну "Маср" или "Миср".

15. — The Princeton review. 1855. Vol. 27. Issue 4. P. 656-657.

16. — Стадий — древнегреческая мера длины. Аттический стадий равен 177, 6 м., олимпийский стадий — 192, 27 м.

17. — Страбон. География. С. 729.

18. — Нил течет с юга на север, но не по прямой линии, а по ломанной, похожей на латинскую букву N.

19. — "Расстояние от моря вглубь страны до Фив" Геродот определяет цифрой 6 120 стадий, а "от Фив до города под названием Элефантина — 1 800" (Геродот. II, 9). См.: Геродот. История. С. 82.

20. — "Классовое расслоение общества впервые в мире произошло в Египте и на юге Месопотамии, т. е. в Шумере", — пишет, например, И.М. Дьяконов (см.: История Востока в шести томах. Т. 1. Восток в древности / Отв. ред. В.А. Якобсон. М., 2000. С. 34).

21. — Авторитетный английский египтолог У. Эмери пишет в своей книге, посвященной ранним периодам истории Древнего Египта: "Примерно за 3400 лет до н. э. в Египте произошли кардинальные изменения, и страна из состояния развитой неолитической культуры, носителями которой были отдельные племена, быстро перешла к состоянию государственности, точнее — оказалась под властью двух царей, имеющих довольно налаженную систему управления" (Эмери У. Б. Архаический Египет / Пер. с англ. H. Н. Каменской и А.С. Четверухина. Спб., 2001. С. 36).

22. — См.: Антонова Е. В. Месопотамия на пути к первым государствам. М., 1998. С. 74-75 и др.

23. — См.: Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. СПб., 2001. С. 93. Материалы археологических раскопок убедительно свидетельствуют о том, что в рамках Хараппской цивилизации существовало заметное классовое расслоение общества и государственность (см.: там же. С. 95—97). Данная цивилизация иногда именуется в исторических работах Индской. А.А. Вигасин датирует ее возникновение XXIII веком до н. э. (см.: История Востока в шести томах. Т. 1. Восток в древности. С. 390) и предполагает, что она "может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией (там же. С. 392).

24. — Сведения о династии Ся весьма скудны и версия об этой государственности относится к категории легенд, однако археологические раскопки последних десятилетий дают исследователям все больше материалов, позволяющих считать государственность династии Ся реально существовавшей на ранних этапах истории Древнего Китая. См. об этом: Крил X. Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу / Пер. с англ. Р.В. Котенко. СПб., 2001. С. 30; История Востока в шести томах. Т. 1. Восток в древности. С. 193.

25. — Согласно Плутарху, Солон отправился в Египет после того, как будучи избранным на должность архонта и законодателя, осуществил в Афинах серию реформ. См.: Плутарх. Солон и Попликола. 26 (Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Т.1. М., 1994. С. 109). По современной хронологии эти реформы датируются 594 г. до н. э. Датой же отъезда Солона в Египет считается 571 г. до н. э.

26.Платон. Тимей. 22 (Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3. М„ 1994. С. 426-427). [1]

27.Платон. Тимей. 25 (Там же. С. 430).

28. — Э.А. У. Бадж делал на основании результатов археологических раскопок следующий вывод: "То, что древние египтяне и их культура не были чисто африканского происхождения, подтверждается надписями и постоянно возрастающим количеством портретных изображений царей и знати, которые относятся к древнейшей эпохе" (Бадж Э.А. У. Мумия. С. 12).

29. — "Вообще почти все имена эллинских богов происходят из Египта", — сообщает Геродот в своей "Истории" (Геродот. II, 50). Геродот. История. С. 96.

30. — Об этой Афине (Минерве) упоминает Цицерон в одном из своих трактатов. См.: Цицерон. О природе богов. III, 23, 59.

31. — Согласно Плутарху Афину называли в Египте также Изидой ("В Саисе сидящая статуя Афины, которую они считали также Изидой..."). См.: Плутарх. Об Изиде и Осирисе, 9 (Plutarch. De Iside et Osiride / Ed. with introduction J. Gwyn Griffiths. Cambridge, 1970. P. 131).

32. — См.: Платон. Критий. 108—121 (Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3. С. 503—515). [1]

33.Платон. Тимей. 25 (там же. С. 429); Платон. Критий. 114 (там же. С. 508).

34.Платон. Тимей. 25 (там же. С. 429).

35. — В частности, в диалоге "Тимей" Платон упоминает о других островах, расположенных за островом Атлантида, и о "противолежащем материке" за этими островами. Нетрудно догадаться, что речь здесь идет об Американском континенте, открытом, как общепринято считать, Христофором Колумбом в 1492 г. В диалоге "Критий" содержится упоминание о высоких многохолмных горах и равнинах, "которые ныне зовутся каменистыми, а тогда были покрыты тучной почвой", и об обильных лесах в горах. Современная палеография подтверждает факт существования густых лесов на побережье Средиземного моря в те времена, о которых рассказывает в указанном диалоге Платон. См.: Палеография Европы за последние сто тысяч лет. М., 1982.

36. — Имеется в виду римский император Константин (306—321), признавший равенство христианства с другими религиями Римской империи.

37.Блаватская Е. П. Тайная Доктрина: синтез науки, религии и философии в двух томах. Т. 1. Кн. 1. Космогенезис / Пер. с англ. Е.И. Рерих. Минск, 1993. С. 40.

38. — Более подробно о нем и его творчестве говорится в § 3 главы 4.

39.Kircher A. Œdipus Ægyptiacus, hoc est Universalis Hieroglyphicse Veterum Doctrina; temporum inuria abolitse INSTAURATIO. Opus ex omni Orientalium doctrina & sapientia conditum, nec non viginti diversarum linguarum authoritate stabilitum. Tomus I. Romaé, 1652. P. 71. [T.1]

40.- Эмери У. Б. Архаический Египет. С. 36.

41. — Там же. С. 37.

42. — См.: Gardiner A. Egypt of the Pharaos. Oxford, 1962. P. 392.

43. — К ним относится, в частности, Дж. Уилсон. См.: Wilson J. The Culture of Ancient Egypt. Chicago, 1965. P. 22-27.

44. — См.: Геродот. История. С. 124.

45. — Так греки называли древнеегипетского бога Птаха.

46.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философ. Второе, исправленное, издание. М., 1986. С. 55. [1]

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку