Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

Замена матрицы на MacBook Pro

Древние цивилизации (до V века до н.э.)

4713.1.1 г. до н.э. — расчетная начальная дата юлианского периода (эра Скалигера).

4 тыс. до н.э. — начало астрономической деятельности шумеров (Месопотамия), египтян, майя; отождествление «вечерней» и «утренней» звезды (Венеры) как единого светила (шумеры); открытие совпадения разливов Нила с гелиакическими восходами Сириуса и возникновение культа Солнца.

Ок. 3400 г. до н.э. — сооружение пирамиды Хеопса с ориентацией по странам света (Др. Египет).

3113 г. до н.э. — легендарное начало исторической хронологии майя.

3 тыс. до н.э. — выделение созвездия Дракона (близ а Дракона располагался северный полюс мира) (шумеры); первое определение длины солнечного тропического года в Китае (366 дн.).

2770 г. до н.э. — принятие сотического календаря в Др.Египте. 2697 — древнейшее сообщение о солнечном затмении (Китай).

2637 г. до н.э. — расчетное начало китайской циклической системы счета лет (ганьчжи).

Ок. 2500 г. до н.э. — введение целочисленного гражданского календаря с длиной года в 365 дн. без вставок (Др. Египет).

2315—2287 гг. до н.э. — первые записи о кометах (Китай).

2137.22.Х до н.э. — полное солнечное затмение в Китае (за непредсказание которого были, по легенде, казнены придворные астрономы Хо и Хи).

XXI—XVIII вв. до н.э. — разделение приэкваториальной зоны неба на 36 участков-созвездий (по 10° — «деканы», Др. Египет); открытие сотического периода (1461) возвращения начала календарного года (по 365 дн.) к исходному взаимному расположению Солнца и Сириуса в день летнего солнцестояния.

3—2 тыс. до н.э. — отмечено совпадение дня весеннего равноденствия с гелиакическим восходом Плеяд (доантичная Древняя Греция); учреждение должностей придворных чиновников-астрономов (Китай); символы мифологической космологии и космогонии на печатях доарийской (индской) культуры (Индия); изобретение гномона и первого угломерного инструмента для измерений зенитных расстояний (отвес с подвижной линейкой, направляемой на светило) (Вавилон, Др. Египет).

2 тыс. до н.э. — наименование ярких звезд и созвездий (Сириус, Орион, Плеяды, — Вавилон); изобретение лунного календаря и 7-дневной недели (Вавилон); солнечных и водяных часов (Вавилон, позднее — Египет); древнейшая звездная карта (на камне — Китай).

1900—1600 гг. до н.э. — строительство культовой «обсерватории» Стоунхендж (Южная Англия).

XVIII в. до н.э. — возникновение астрологии в Китае и начало регистрации для ее целей комет, новых звезд, метеоров, болидов.

XVIII— XIII вв. до н.э. — границы сезонов по направлению ручки ковша Б. Медведицы (Китай).

XVI—XI вв. до н.э. — наиболее древние изображения созвездий северного неба (на крышке саркофага, Египет).

XV в. до н.э. — выделение ярких звезд и созвездий (Скорпион, Гидра, — Китай).

1478 (1168?) г. до н.э. — легендарная старейшая находка железного метеорита (на горе Ида, остров Крит).

XIII—XII вв. до н.э. — зарождение астрологии в Др. Египте (предсказания по Луне и планетам).

1137 г. до н.э. — первое сообщение о наблюдении лунного затмения (Китай).

1100 г. до н.э. — основание Чжоугунской обсерватории (Китай).

Ок. 1100 г. до н.э. — наиболее раннее измерение наклона эклиптики к экватору ε (Чу Конг, — Китай).

1058/1057 гг. до н.э. — первое сообщение о наблюдении кометы (Галлея, — Китай).

2—1 тыс. до н.э. — разделение неба на 28 созвездий близ небесного экватора (Индия, Китай).

IX — VII вв. до н.э. — выделение созвездий и ярких звезд: Медведицы (без разделения на Большую и Малую), Ориона, Волопаса, Сириуса (букв «Сверкающий»); мифологические представления о Вселенной как арене борьбы антропоморфных богов (Др. Греция, — Гесиод, «Труды и дни», «Теогония»; Гомер, «Илиада», «Одиссея»).

776 г. до н.э. — расчетное начало греческого летосчисления по олимпиадам.

763 г. до н.э. — наиболее старое из известных наблюдение полного солнечного затмения в Вавилоне.

753.21. IV до н.э. — начало римского летосчисления «от основания Рима».

VIII — V вв. до н.э. — открытие лунных узлов и их перемещений по небу (Китай).

720 г. до н.э. — начало систематической регистрации солнечных затмений (Китай).

Ок. 700 г. до н.э. — выделение зоны близ небесного экватора и эклиптики (шириной в 30°) и разделение ее на 15 созвездий, названных именами животных (Вавилон).

687.16.III до н.э. — первая запись о звездном дожде (Китай).

VII в. до н.э. — время изготовления древнейшей найденной на Земле (Вавилон) отшлифованной линзы.

603.18.V до н.э. — солнечное затмение, якобы наблюдавшееся Фалесом.

VII — VI вв. до н.э. — возникновение учения о «ян-ци» и «инь-ци» — противоположных первоэлементах, борьбой и неразрывным единством которых объяснялось существование всего окружающего мира (Китай); разделение круга на 360 частей, лунного пути на 36 10-градусных участков («деканы»), изобретение арифметического метода описания неравномерного движения Луны («зигзагообразная функция»), установление периодичности появления планет в разных участках неба, введение должности придворного астронома (Вавилон).

VI в. до н.э. — возникновение учения «даосизма» о трех принципах природы: «дао» (материальная первооснова, направляющая события, букв. — «путь»), «дэ» (способ проявления «дао», близкий к понятию «энергии») и «у-вэй» (принцип «недеятельности» — невмешательства в порядок природы, гармонии с ней) — основатель: Лао-цзы (Китай).

Конец 2 — первая пол. 1 тыс. до н.э. — объяснение упорядоченности мира (небесных движений) действием организующего принципа «риты» и борьбой «риты» и «анриты» (хаоса), идея взаимозависимости существования человека и Вселенной, идея возникновения Вселенной (из «зародыша» под влиянием первоначального космического «жара», или «напряжения» (тапас)) и бесконечно повторяющихся циклов рождения и смерти Вселенной (Индия, «Ригведа»).

595 г. до н.э. — наиболее раннее открытие 19-летнего цикла сочетаний лунных фаз и дней солнечного тропического года (Китай; в 450 г. переоткрыт в Вавилоне; в 433 г. независимо Метоном, Др. Греция).

VI в. до н.э. — выделение на небе Млечного Пути; космолого-космогонические элементы в учении Конфуция; небесный первоэлемент «ци» как начало всего (Цзы Хань); шесть видов «ци» и опасность вмешательства в природные процессы, чтобы не нарушить порядок «ци» (Сян-гун, — Китай).

VI в. до н.э. — различные календарные системы лунного, солнечного и гражданского календаря, 7-дневная неделя с планетными названиями (Индия); деятельность Клеострата Тенедосского — первого известного древнегреческого астронома-наблюдателя, введение созвездия Малая Медведица с Полярной звездой (Фалес), открытие неодинаковой длительности сезонов (Евктемон), установление единства «Утренней звезды» («Фосфор») и «Вечерней» («Геспер») (Пифагор, Парменид).

VI в. до н.э. — формирование трех главных философских школ в Др. Греции: ионийской (основатель — Фалес, ученики и последователи — Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), пифагорейской (основатель — Пифагор, последователи — Алкмеон, Хикётас, Экфант, Филолай), элейской (основатель — Парменид, последователи — Мелисс, Зенон Элейский, автор логических парадоксов — «апорий»); начало наблюдений пяти планет пифагорейцами и открытие их движений с запада на восток, помимо суточного (Алкмеон Кротонский); идея шарообразности Земли (Фалес, Пифагор); утверждение, что Луна заимствует свет от Солнца (Фалес); идеи Анаксимандра об «апейроне» (беспредельного, вечного и направляющего первоначала всего), циклически возрождающейся и единственной Вселенной, древнейшее известное Европе сочинение «О природе»; учение Пифагора: о числовой гармонии мира («все есть число»), возникновении Вселенной из «зародыша» — Огненной Единицы, первая негеоцентрическая модель мира (движение Земли вокруг центрального огня).

532 г. до н.э. — первая известная регистрация «звезды — гостьи» (Китай).

Вторая пол. VI в. до н.э.Анаксимен: идеи вечного движения первичной субстанции («воздуха»), ее сгущения и разрежения как механизма формирования всех вещей, небесные светила — воспламенившиеся испарения Земли.

Конец VI в. до н.э.Парменид: учение о Вселенной как едином, протяженном, неделимом, неподвижном, неизменном вечном бытии, первое определение физики как учения о мире осязаемых вещей.

Конец VI — нач. V в. до н.э.Гераклит Эфесский («Темный»): учение об особой «огненной субстанции» как первоначале всего, об универсальном управляющем принципе закономерности и необходимости (Логос), о бесконечной изменяемости всего, светила — особо чистые испарения Земли; наряду с Хикетасом и Экфантом проповедовал идею подвижности Земли.

1 тыс. до н.э. — появление и расцвет астрологии в Вавилоне (на основе наблюдений Венеры), наблюдения пяти планет, совершенствование лунного календаря, открытие (по Нейгебауэру) 18-летнего цикла повторяемости лунных затмений (но не сароса! Время и место открытия последнего неясны).

Сер. 1 тыс. до н.э. — создание древнейших известных книг с астрономическими сведениями (Китай).

1 тыс. до н. э., вторая половина — появление учения джайнизма о Вселенной, состоящей из пустоты, изменяющихся — путем соединения и разделения — материальных тел (состоящих в свою очередь из «атомов» — ану и «молекул» — скандха) и эфира (Индия).

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку